ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕН?Я
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ?СПОЛНЕН?Я НАКАЗАН?Й РОСС??
?нформационно-справочный ресурс

Статья 93. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания

?

(наименование в ред. Федерального закона от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1002)

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденным лишению свободы, после фактического отбытия :

а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление ;

б) (Пункт "б" утратил силу на основании Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4848)

в) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.


Комментарий к статье 93

Уголовным кодексом РФ предусматривается не только возможность освобождения несовершеннолетних от наказания, но и их освобождение от отбывания наказания - условно-досрочное освобождение. Условно-досрочно могут быть освобождены только осужденные к наказанию в виде лишения свободы.

Данный институт распространяется на осужденных несовершеннолетних, уже отбывших определенную часть назначенного наказания. Хотя в ст. 93 УК РФ не устанавливается в качестве условия необходимость установления того факта, что осужденный не нуждается для своего исправления в полном отбывании назначенного судом наказания, тем не менее это общее положение, установленное ст. 79 УК РФ, значимо и для решения вопроса об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания несовершеннолетних. Таким образом, условно-досрочное освобождение и в данном случае связано с наличием материальных и формальных критериев освобождения. ? если к материальным критериям относятся данные, свидетельствующие о положительной характеристике личности осужденного и его положительном поведении, то формальным критерием является отбытие несовершеннолетним осужденным установленной части назначенного судом наказания. Эти сроки по сравнению с общими сроками сокращены.

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к лишению свободы, после фактического отбытия:

а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление;

б) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.

Уголовным законом установлены в принципе единые основания условно-досрочного освобождения для взрослых и для несовершеннолетних: материальное - возможность исправления без полного отбывания назначенного судом наказания, и формальное - отбытие определенного установленного законом срока назначенного наказания.

Социальное назначение института условно-досрочного освобождения также одинаково и заключается в стимулировании правопослушного поведения осужденных. Правда, применительно к несовершеннолетним этот стимул усиливается рядом факторов, среди которых сокращенные сроки, необходимые для постановки вопроса об условно-досрочном освобождении, а также и устранение негативных последствий совершения преступления, вытекающих из факта осуждения.

Более подробно указанные отличия от условно-досрочного освобождения взрослых будут рассмотрены нами ниже, а сейчас следует отметить, что в силу объективных причин условно-досрочное освобождение несовершеннолетних распространяется только на осужденных к лишению свободы и не распространяется на осужденных к иным видам наказания.

При рассмотрении материалов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, следует тщательно изучать поведение, отношение к труду и обучению таких лиц в местах заключения, не допуская случаев необоснованного условно-досрочного освобождения при отсутствии достаточных данных об исправлении осужденных. В случае отсутствия данных, необходимых для выяснения и решения указанных вопросов, суды вправе требовать от администрации колонии представления дополнительных материалов.

Вывод суда об исправлении осужденного должен быть основан на всестороннем учете данных о его поведении за весь период нахождения в воспитательной колонии, учреждении, а не за время, непосредственно предшествующее рассмотрению представления.

При решении вопроса о применении условно-досрочного освобождения следует также принимать во внимание имеющиеся в представленных материалах сведения об избранном осужденным месте жительства, наличии у него семьи или иных родственников, с которыми он будет проживать, о возможности его трудоустройства на конкретном предприятии, согласии трудового коллектива, а в отношении осужденного, совершившего преступление в возрасте до восемнадцати лет, - также с согласия определенного лица осуществлять обязанности по наблюдению за осужденным и проведению с ним воспитательной работы. Отсутствие указанных сведений не является основанием для отказа в условно-досрочном освобождении. В случае необходимости суд может для восполнения этих пробелов отложить рассмотрение дела либо возвратить материалы органу, исполняющему наказание .

--------------------------------

См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 19 октября 1971 г. N 9 "О судебной практике условно-досрочного освобождения осужденных от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким" // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924 - 1977. Ч. 2. М.: ?звестия, 1978.

Следует отметить, что обращаться с ходатайством в суд об условно-досрочном освобождении согласно ст. 175 У?К РФ может сам осужденный, к которому может быть применено условно-досрочное освобождение, а также его адвокат (законный представитель).

В ходатайстве в соответствии с законом должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, раскаялся в совершенном деянии, а также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного. Ходатайство об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Требование закона о наличии в ходатайстве данных о раскаянии осужденного в совершенном деянии вовсе не означает, что отсутствие в ходатайстве осужденного указания на те или иные сведения, в том числе на раскаяние в совершенном деянии, препятствует рассмотрению такого ходатайства или применению условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Нет также оснований рассматривать указанные положения ст. 175 У?К РФ как придающие непризнанию лицом своей вины в совершении преступления значение обстоятельства, исключающего условно-досрочное освобождение, более того, по смыслу закона основаниями, предопределяющими возможность или невозможность применения условно-досрочного освобождения, являются обстоятельства, характеризующие личность осужденного и его поведение после постановления приговора, в период отбывания наказания .

--------------------------------

Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. N 4.

Уголовный и уголовно-исполнительный законы, не придавая при решении вопроса об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания заранее определенного значения тем или иным обстоятельствам, предоставляют суду общей юрисдикции право в каждом конкретном случае решать, достаточны ли содержащиеся в ходатайстве и в иных представленных суду материалах сведения для признания осужденного не нуждающимся в полном отбывании назначенного судом наказания и подлежащим условно-досрочному освобождению. При этом вывод о наличии или отсутствии оснований для применения условно-досрочного освобождения, к которому придет суд в своем решении, должен быть обоснован ссылками на конкретные фактические обстоятельства, исследованные в судебном заседании.

Следует отметить, что за последние годы сняты и другие существовавшие на практике ограничения, связанные с разрешением дел об условно-досрочном освобождении.

Так, в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 21 февраля 2008 г. N 111-О-О акт помилования не препятствует реализации заявителем гарантированного Конституцией РФ (ч. 3 ст. 50) и действующим уголовным законом каждому осужденному права ходатайствовать о смягчении наказания, в том числе об условно-досрочном освобождении от его отбывания.

Кроме того, Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ лишение осужденного, находящегося в связи с привлечением к уголовной ответственности по другому делу в следственном изоляторе, а не в исправительном учреждении, права обращаться непосредственно в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.

Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, не позднее чем через десять дней после подачи ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания направляет в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного. В характеристике должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию, а также заключение администрации о целесообразности условно-досрочного освобождения.

В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания повторное внесение в суд соответствующего ходатайства или представления может иметь место не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения постановления суда об отказе.

Говоря о формальном показателе условно-досрочного освобождения, следует отметить его существенное сокращение по сравнению со сроками назначенного наказания, которые должны отбывать взрослые осужденные для возникновения права обращения с ходатайством об условно-досрочном освобождении.

В соответствии с п. "а" ст. 93 УК РФ условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицам, совершившим преступления в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к лишению свободы, после фактического отбытия не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление.

?так, условно-досрочное освобождение практически за любое преступление возможно по отбытии не менее одной трети назначенного срока наказания. С учетом того что несовершеннолетнему может быть назначен максимальный срок лишения свободы - десять лет, условно-досрочное освобождение возможно по истечении трех лет и четырех месяцев. Если несовершеннолетний совершил особо тяжкое преступление, условно-досрочное освобождение возможно по отбытии не менее двух третей назначенного срок наказания. ?сходя из того же максимального срока в десять лет лишения свободы этот срок составит шесть лет и восемь месяцев.

Если лицо за совершение преступления осуждено до наступления восемнадцати лет, а условия его условно-досрочного освобождения наступают после достижения им восемнадцати лет, то для решения этого вопроса применяются правила ст. 93 УК РФ.

Все иные вопросы, связанные с условно-досрочным освобождением от отбывания наказания несовершеннолетних, решаются на общих основаниях.

?

?