ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
Информационно-справочный ресурс

Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну

 

Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.


Комментарий к статье 284

Объект утраты документов, содержащих государственную тайну, идентичен объекту разглашения сведений, составляющих государственную тайну (см. комментарий к ст. 283 УК РФ).

Предметом преступления выступают документы, содержащие государственную тайну, и предметы, сведения о которых составляют государственную тайну.

Понятие документа определено Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" <1>. Им признается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения. Указанный Закон различает несколько видов документов, в том числе: издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания); официальные документы; аудиовизуальная продукция; электронные издания; неопубликованные документы; патентные документы. Любой из указанных видов документов, если он содержит сведения, составляющие государственную тайну, может стать предметом анализируемого преступления.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1.

Предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, следует признавать различные объекты, информацию о наличии которых государство считает необходимым засекретить. Это могут быть определенные материалы, образцы техники, вооружения, топлива и т.д.

С объективной стороны анализируемое преступление состоит в деянии, заключающемся в нарушении правил обращения с документами и предметами, составляющими государственную тайну, которое повлекло за собой их утрату, и находящемся в причинной связи с ним наступлением тяжких последствий.

Диспозиция статьи бланкетная, в связи с чем при квалификации преступления необходимо обращаться к нормативным документам, определяющим порядок обращения с предметами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну. Так, например, утвержденное Приказом Генерального прокурора РФ от 10 июня 1998 г. N 33 Положение о работе с секретными материалами, документами, делами устанавливает следующие правила обращения с документами: запрещается использовать секретные сведения в несекретной служебной переписке; вести переговоры по секретным вопросам по незащищенным линиям связи; снимать копии с секретных документов без письменного разрешения Первого отдела; выполнять секретные работы на дому; печатать документы закрытого характера на незащищенном компьютере; перевозить секретные документы, материалы и дела в общественном транспорте; иметь при себе секретные документы в пути следования в служебную командировку; передавать один и тот же текст телеграммы в открытом и зашифрованном виде; снимать копии с секретных документов и делать какие-либо записи о содержании на неучтенных листах бумаги и т.д.

Нарушение правил может выражаться как в форме активных действий, так и в форме бездействия. Правоприменитель обязан точно указать, какой пункт (статью) какого нормативного акта нарушил виновный.

Обязательными последствиями деяний виновного выступают утрата документов или предметов и наступление тяжких последствий. Представляется, что это два обязательных, взаимосвязанных, следующих одно за другим и находящихся в причинной связи с поведением виновного последствия. Нарушение правил обращения с документами, повлекшее только их утрату, не образует преступления, так же как наступление тяжких последствий в результате нарушения правил обращения с документами, при котором они не утрачиваются (например, не может квалифицироваться по ст. 284 УК РФ утрата документа, который через несколько дней был рассекречен; или нарушение правил работы с документом, при котором содержащиеся в нем сведения стали известны третьим лицам, повлекли срыв важного государственного мероприятия, но сам документ при этом не был утрачен).

Утрата документа представляет собой как выход документа из владения субъекта помимо его воли (документ был обронен на улице, оставлен в ненадлежащем месте и т.п.), так и исчезновение документа или предмета по воле виновного (например, его неосторожное уничтожение). Признак утраты документа следует устанавливать независимо от того, на какой срок вышел из владения документ или предмет, содержащий в себе сведения государственной важности; при наличии иных признаков состава даже краткосрочное отсутствие документа можно рассматривать в качестве преступления.

Тяжкие последствия утраты документа - оценочный признак, устанавливаемый в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела: содержание сведений, их значимость, характеристика адресата и т.д. В качестве тяжких последствий можно рассматривать срыв государственных мероприятий, свертывание научно-технических разработок, провал агентурной разведывательной сети и т.д.

Между деянием виновного и наступившими последствиями необходимо установить непосредственную причинную связь. Если лицом нарушены правила обращения с документом, документ утрачен, наступили тяжкие последствия, но: а) утрата документов вызвана не фактом нарушения правил, а иными обстоятельствами (например, документ похищен вместе с неопечатанным сейфом) или б) тяжкие последствия наступили не в результате утраты документа (например, содержащаяся в документе информация была разглашена иным лицом), то состав преступления отсутствует. Состав преступления материальный. Деяние окончено с момента наступления тяжких последствий.

Субъективная сторона утраты документов, содержащих государственную тайну, характеризуется неосторожной формой вины. При совершении преступления по легкомыслию виновный, нарушая правила обращения с документами, содержащими государственную тайну, предвидит возможность их утраты и наступления тяжких последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При совершении преступления по небрежности виновный не предвидит возможности утраты документов, хотя должен был и мог ее предвидеть.

Следует обратить внимание, что в содержание субъективной стороны анализируемого преступления необходимо включать также осознание виновным факта нарушения специальных правил. Представляется, что любое лицо, имеющее доступ к государственной тайне, всегда осознает, находятся ли его действия в рамках существующих правил или же представляют собой их нарушение. Неосознанное нарушение правил обращения с документами, повлекшее их неосторожную утрату и наступление тяжких последствий, не может квалифицироваться по ст. 284 УК РФ (такая ситуация, к примеру, возможна, если лицо не осознает, что его работа с секретными документами записывается на видеопленку посторонними лицами).

Осознанное нарушение субъектом правил обращения с документами и сознательно-волевое (умышленное) отношение к наступившим последствиям исключают возможность квалификации содеянного по ст. 284 УК РФ. Например, умышленное повреждение, уничтожение документа, при котором субъект желает наступления тяжких последствий, может получить правовую оценку по ст. 275 или ст. 286 УК РФ.

Субъект преступления специальный - физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которое имеет допуск к государственной тайне (см. комментарий к ст. 283 УК РФ).

ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Комментарий статей, включенных в главу 30 УК РФ, целесообразно начать с рассмотрения вопроса о понятии должностного лица, которое раскрывается в примечаниях к ст. 285 УК РФ. Однако прежде всего следует отметить, что общественная опасность преступлений, предусмотренных статьями главы 30 УК РФ (так называемых должностных (служебных) преступлений), заключается в том, что в результате посягательства на нормальное, регламентированное законодательством функционирование государственных и муниципальных органов и учреждений дестабилизируется работа публичного аппарата власти и управления, нарушаются права и законные интересы граждан и организаций, в обществе подрываются авторитет публичной власти и уверенность граждан в защищенности их законом и государством. Развиваются негативное отношение к государственным структурам и их должностным лицам, нежелание сотрудничать с ними, пренебрежительное отношение к закону. В свою очередь, указанные факторы оказывают негативное воздействие на общественное развитие, являются существенным препятствием в становлении нашей страны на путь правового государства.

Особенностью должностных преступлений является то, что их совершение становится возможным лишь благодаря занимаемой должности или путем использования лицом предоставленных ему служебных полномочий. Должностные (служебные) преступления объединены видовым объектом, в качестве которого выступает осуществляемая в соответствии с законом деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ) <1>. Кроме того, существуют государственные органы, обладающие специфическим статусом и не входящие ни в одну из названных ветвей власти (например, прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ). Для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов РФ законодательством устанавливаются государственные должности Российской Федерации и соответственно государственные должности субъектов РФ. Государственные должности Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами <2>, государственные должности субъектов РФ - конституциями (уставами) и законами субъектов РФ (ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <3>).

--------------------------------

<1> РГ. 1993. 25 декабря.

<2> См.: Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации".

<3> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

В целях обеспечения исполнения полномочий соответствующих государственных органов и лиц, занимающих государственные должности, законодательством РФ предусматривается прохождение гражданами государственной службы на государственных должностях государственной службы.

Организация государственной службы в Российской Федерации, порядок ее прохождения в органах государственной власти и иные вопросы государственной службы регламентированы различными нормативными актами, среди которых можно выделить следующие: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" <1>, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" <2>, Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" <3>, Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" <4> и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

<2> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

<3> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118.

<4> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 173.

Под государственной службой в соответствии с Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, занимающих государственные должности РФ и субъектов РФ (ст. 1 Закона). Государственная служба подразделяется на государственную гражданскую службу (федеральную и субъектов РФ), военную и правоохранительную.

Государственная гражданская служба определяется как профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, занимающих государственные должности РФ и субъектов РФ (ст. 5 Закона).

Правоохранительная служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 7 Закона) <1>.

--------------------------------

<1> Определение правоохранительной службы, содержащееся в ст. 7 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе.

Военная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства (ст. 6 Закона) <1>.

--------------------------------

<1> Определение военной службы, содержащееся в ст. 6 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", применяется со дня вступления в силу федерального закона о военной службе.

Согласно Федеральному закону от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" <1> Вооруженные Силы Российской Федерации (определяемые как государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации) состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций (ст. ст. 10, 11 Закона "Об обороне"). К другим войскам относятся внутренние войска Министерства внутренних дел <2> и войска гражданской обороны <3>, к воинским формированиям - инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти (ч. ч. 5, 6 ст. 1 Закона "Об обороне").

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.

<2> См.: Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711.

<3> См.: Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 799; Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804) // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6165.

Государственные должности государственной службы согласно ст. 8 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" учреждаются федеральным законом <1> или иным нормативным правовым актом РФ, законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ и подразделяются на:

--------------------------------

<1> См.: ст. ст. 8 - 9 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; ст. 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

- должности федеральной государственной гражданской службы;

- должности государственной гражданской службы субъекта РФ;

- воинские должности;

- должности правоохранительной службы.

На федеральном уровне утвержден Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы (см. Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574). Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). Основные вопросы организации и деятельности этих органов регламентируются Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1>. Согласно ст. 2 Закона органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 34 Закона).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Основные положения о прохождении муниципальной службы в системе органов местного самоуправления закреплены в Федеральном законе от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.

Государственное или муниципальное учреждение, законная деятельность которого также является объектом уголовно-правовой охраны, - это некоммерческая организация, созданная собственником (соответственно государством либо муниципальным образованием) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Среди таких учреждений - учреждения науки, образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания и др.

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением (ст. 120 ГК РФ) <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Бюджетное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (ст. ст. 6, 161 Бюджетного кодекса РФ <1>). Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества (государством либо муниципальным образованием); порядок финансового обеспечения определяется законом. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" <1>). В отличие от бюджетного автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом (за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества <2>, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств). Кроме того, собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.

<2> См. об особо ценном движимом имуществе: Постановление Правительства РФ от 31 мая 2007 г. N 337 "О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения" // СЗ РФ. 2007. N 23. Ст. 2802.

В соответствии со ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1> государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона; этим же Законом устанавливаются особенности ее правового положения. Так, Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О Банке развития" <2> создана государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", целью деятельности которой является повышение конкурентоспособности экономики РФ и стимулирование инвестиционной деятельности в России и за рубежом (ст. 3 Закона).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

<2> СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2562.

Вопрос об организационно-правовой форме места службы лица является одним из важнейших при решении вопроса о наличии должностного лица и соответственно о субъекте преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а именно преступлений, предусмотренных ст. ст. 285, 285.1, 285.2, 286, 287, 289, 290, 292 и 293 УК РФ.

Между тем на практике в ряде случаев возникают затруднения с решением этого вопроса. Проблемы возникают в тех ситуациях, когда организационно-правовая форма предприятия учреждения не определена ни на законодательном, ни на ином нормативном правовом уровне, а также отсутствуют соответствующие положения в уставных документах. В подобного рода случаях при решении вопроса о статусе учреждения принимаются во внимание такие факторы, как значимость для государства функций организации, статус ее учредителей, отношения собственности, характер взаимоотношений организации с другими субъектами правоотношений, а также некоторые другие обстоятельства <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 26 июня 2002 г. N 1015п01пр // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. N 11.

Как отмечалось выше, определение понятия должностного лица применительно к статьям главы 30 УК РФ дано в примечании к ст. 285 УК РФ, согласно которому к должностным лицам относятся:

- лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти;

- лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно разъяснению, данному в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" <1>, к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности. Реализация представителем власти своих распорядительных полномочий предполагает право принимать юридически значимые решения в отношении неопределенно широкого круга физических и юридических лиц, не находящихся от него в служебной зависимости или ведомственной подчиненности; неисполнение же последними таких решений может повлечь предусмотренные тем или иным нормативным актом негативные последствия. К представителям власти, в частности, относятся: депутаты Государственной Думы РФ, члены Совета Федерации РФ, депутаты представительных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и наделенные соответствующими полномочиями работники федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств <2> (например, государственные инспекторы и ревизоры, дознаватели и следователи органов внутренних дел), члены органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, прокуроры и их помощники, аудиторы Счетной палаты РФ.

--------------------------------

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 4.

<2> Система и структура федеральных органов исполнительной власти установлены: Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // РГ. 2004. 12 марта; Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" // РГ. 2004. 22 мая; Указом Президента РФ от 24 сентября 2007 г. N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" // РГ. 2007. 26 сент.; Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" // РГ. 2008. 13 мая.

На уровне муниципального образования к представителям власти относятся: депутаты представительного органа местного самоуправления, глава муниципального образования, члены местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), наделенные соответствующими полномочиями работники контрольного и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Помимо представителей власти к должностным лицам закон относит лиц, выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Если же лицо выполняет указанные функции в иных организациях (любых коммерческих и некоммерческих, не являющихся государственной корпорацией, государственным или муниципальным учреждением), субъектом должностного преступления оно не является. Так, неправильным является осуждение за злоупотребление должностными полномочиями лица, которое выполняет административно-хозяйственные функции в коммерческой организации в форме государственного унитарного предприятия, так как ответственность за злоупотребление полномочиями лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой организации, предусмотрена ст. 201 УК РФ <1>.

--------------------------------

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 1. С. 30.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать: руководство коллективом, организацию и планирование работы государственного (муниципального) органа или учреждения (в целом или на отдельном участке), подбор и расстановку кадров, организацию труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины, применение в отношении работников поощрительных мер и мер дисциплинарного взыскания, а также принятие решений, обязательных для подчиненных по службе лиц. Поэтому к должностным лицам следует относить руководителей и их заместителей министерств, служб, управлений, отделов и иных структурных подразделений государственных и муниципальных органов; руководителей и их заместителей государственных и муниципальных учреждений, а также отделов, кафедр и иных подразделений этих учреждений.

Административно-хозяйственные функции заключаются в осуществлении полномочий по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах соответствующего органа, учреждения, воинской части, а именно: учете материальных ценностей, осуществлении контроля за их движением и расходованием, получении, выдаче и реализации имущества и оформлении соответствующих финансовых документов, принятии решений о начислении заработной платы, премий. Указанными полномочиями обладают, например, заведующие (и их заместители) административно-хозяйственными, снабженческими отделами, бухгалтеры. Следует отметить, что заключение договора между работником и работодателем о полной материальной ответственности за сохранность вверенного работнику имущества само по себе не может служить основанием для признания такого работника должностным лицом. Лицо, материально ответственное за сохранность вверенного ему имущества, может быть признано должностным лицом только в случае, если наряду с этим оно наделено полномочиями по распоряжению и управлению таким имуществом <1>.

--------------------------------

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. N 2. С. 23.

Функции представителя власти, а также организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции могут исполняться должностным лицом постоянно, временно или по специальному полномочию. В любом случае факт приобретения лицом определенной должности и соответствующих ей должностных полномочий должен быть закреплен в специальном юридическом документе (например, приказе, распоряжении, трудовом договоре), вынесенном управомоченным на то органом или должностным лицом. Описание же круга должностных полномочий содержится в законодательных и иных нормативных правовых актах, в том числе ведомственных (локальных) актах, должностных инструкциях и т.д.

При постоянном выполнении должностным лицом своих функций должностные полномочия предоставляются на неопределенный срок; в соответствующих документах о назначении на должность, в трудовом договоре указание на срок их действия отсутствует. Временное выполнение лицом функций должностного лица означает осуществление должностных полномочий в течение определенного срока, установленного законодательным или иным нормативным правовым актом, в том числе ведомственным (локальным). Специальное полномочие на выполнение функций должностного лица означает, что соответствующее полномочие возложено на лицо либо законом или иным нормативным правовым актом (так, в качестве должностных лиц можно рассматривать присяжных заседателей, стажеров органов милиции, прокуратуры; в части исполнения отдельных функций органа дознания в соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК РФ - капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ), либо приказом или распоряжением управомоченного на то органа или должностного лица (например, поручение вышестоящего должностного лица принять участие в ревизионной проверке; приказ об исполнении обязанностей должностного лица в связи с его временным отсутствием). Функции по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой. При этом исполнение обязанностей должностного лица происходит без замещения соответствующей должности.

Не являются должностными лицами работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных корпораций, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие сугубо профессиональные или технические обязанности, не являющиеся организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями (например, секретари, работники юридического отдела, архива, канцелярии и т.д.). Однако некоторые категории работников могут признаваться должностными лицами, если наряду с профессиональными или техническими обязанностями на них в установленном порядке возложено выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Так, врач, осуществляющий прием и лечение граждан, проводящий операцию, ставящий диагноз, выполняет сугубо профессиональные обязанности, не относящиеся к разряду должностных. И если в соответствии с должностной инструкцией и приказами о полномочиях врача последний не обладает ни организационно-распорядительными, ни административно-хозяйственными функциями, то он не является должностным лицом <1>. Однако в случаях, когда врач наделен и полномочиями по руководству медицинским персоналом (к примеру, главный врач), он обладает полномочиями, выходящими за рамки профессиональных функций, и эти полномочия могут быть отнесены к категории административно-хозяйственных или организационно-распорядительных. Кроме того, следственная и судебная практика складываются таким образом, что если, например, врач является членом ВТЭК по определению группы инвалидности, членом призывной комиссии либо выдает листки нетрудоспособности, то выполняемые им действия находятся уже за рамками профессиональных и являются юридически значимыми, способными породить, изменить или прекратить права и обязанности находящихся от него в зависимости лиц, а потому такие действия являются организационно-распорядительными, а сам врач выступает как должностное лицо.

--------------------------------

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 1. С. 19 - 20.

Точно так же проведение преподавателем государственного или муниципального образовательного учреждения занятий в любой форме является его профессиональной деятельностью. Однако с позиции практики, в случае, если такой преподаватель наделен правом приема зачета, экзамена, проведения контроля знаний в иных формах (например, в форме промежуточной аттестации, приема защиты курсовых работ), что, кстати, является правом и обязанностью любого преподавателя, то преподаватель является должностным лицом. Судебная практика объясняет это тем, что несдача студентом экзамена, т.е. получение неудовлетворительной оценки, влечет определенные правовые последствия: он лишается стипендии, не допускается к следующей сессии, не переводится на следующий курс и может быть отчислен из вуза; студент заочной формы обучения не получает официального вызова на сессию и, следовательно, лишается права на получение оплачиваемого учебного отпуска <1>. Приведенные подходы к практике признания лиц должностными, по существу, означают дополнение понятия должностного лица еще одним признаком - признаком наличия юридически значимых последствий действий такого лица.

--------------------------------

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 2. С. 12.

В примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК РФ даны определения лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и занимающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях УК РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Такими лицами, в частности, являются: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, федеральные министры, председатели палат Федерального Собрания РФ, председатели Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, судьи федеральных судов, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека и др. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации".

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях главы 30 и других статьях УК РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов: президент республики, губернатор области, председатель законодательного органа и др.

В качестве главы органа местного самоуправления могут выступать глава муниципального образования и глава местной администрации <1>.

--------------------------------

<1> См.: ч. ч. 1, 2 ст. 34, ст. 36, ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям главы 30 УК РФ в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Понятие должностного лица расширено Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ, которым примечания к ст. 285 УК РФ дополнены примечанием 5. Согласно этому примечанию иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступление, предусмотренное статьями настоящей главы, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что признаки указанных должностных лиц должны определяться не на основании критериев, указанных в примечании 1, а в каждом конкретном случае на основании конкретного международного договора, которым та или иная категория лиц признается должностными. К примеру, в соответствии с п. 12 ст. 1 Конвенции о привилегиях и иммунитетах Шанхайской организации сотрудничества должностными лицами являются лица, направляемые Сторонами для работы в постоянно действующих органах ШОС и назначенные на соответствующие штатные должности <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2008. N 32. Ст. 3764.

В ст. 2 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции приводится понятие публичного должностного лица, которое означает: "i) любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе государства-участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица; ii) любое другое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого государства-участника; iii) любое другое лицо, определяемое в качестве "публичного должностного лица" во внутреннем законодательстве государства-участника. Тем не менее для целей принятия некоторых конкретных мер, предусмотренных главой I настоящей Конвенции, "публичное должностное лицо" может означать любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого государства-участника" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 26. Ст. 2780.