ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
Информационно-справочный ресурс

Статья 257. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов

 

(наименование в ред. Федерального закона от 6 декабря 2007 г. N 333-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6246)

Производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и других лесных ресурсов, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия , -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.


Комментарий к статье 257

Предусмотренное ст. 257 УК РФ преступление причиняет вред отношениям по охране рыбных запасов как части природной среды от истребления при осуществлении хозяйственной деятельности. Указанные отношения и являются объектом рассматриваемого преступления.

Под правилами охраны рыбных запасов следует понимать обязательные для исполнения нормы природоохранительного, природоресурсного и иного законодательства, направленные на обеспечение сохранности водной фауны и флоры.

Следует подчеркнуть, что хотя по тексту ст. 257 УК РФ речь идет об охране рыбных запасов, но по содержанию правила их охраны намного шире, так как охрана рыбных запасов подразумевает и охрану мест обитания, охрану животных и растительности, кормовых организмов, образующих кормовые цепи, и т.п.

К числу нормативных актов, содержащих указанные правила, следует отнести Федеральные законы от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <1>, от 22 марта 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" <2>, от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" <3>, от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" <4>, от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" <5>, от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" <6>; Водный кодекс РФ; Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 997 "Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи" <7>, а также другие общего и специального характера нормативные правовые акты.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

<2> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.

<3> СЗ РФ. 2004. N 52. Ст. 5270.

<4> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589 (в ред. от 9 мая 2005 г.).

<5> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273.

<6> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.

<7> СЗ РФ. 1996. N 37. Ст. 4290.

Правила охраны рыбных запасов являются частью общих правил охраны окружающей среды при производстве работ.

Поэтому ст. 257 УК РФ конкурирует со ст. 246 УК РФ и является по отношению к ст. 246 УК РФ специальной. По правилам конкуренции норм применению подлежит специальная.

Предмет преступления - водные животные. Это не только рыбы различных видов, включая молодь (рыбные запасы), но и иные водные животные (раки, крабы, организмы "сидячих" видов, водные пушные млекопитающие и др.), а также кормовые запасы (организмы животного происхождения и водная растительность), образующие в совокупности кормовые запасы рыб и других водных животных.

Объективную сторону преступления образуют как действия, так и бездействие, которыми нарушаются правила охраны рыбных запасов при производстве сплава древесины, строительстве мостов, дамб, транспортировке древесины и других лесных ресурсов с лесосек, осуществлении взрывных и иных работ, эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов.

Так, запрещается молевой сплав древесины (т.е. россыпью) на судоходных путях и на водных объектах (ст. 48 Водного кодекса РФ). Лесосплавляющие хозяйствующие субъекты обязаны регулярно проводить чистку сплавных путей от затонувшей древесины. Запрещается устраивать на реках запани с ограждениями, занимающими более 2/3 сечения реки. Не дозволена заготовка леса по берегам рек, являющихся местами нереста осетровых и лососевых рыб, на расстоянии менее одного километра от берега.

В обобщенном виде нарушения правил лесосплава составляют деяния, причиняющие вред рыбным запасам:

а) при осуществлении работ, связанных с подготовкой леса для сплава;

б) во время фактического сплава;

в) путем невыполнения работ по приведению водоемов в порядок в процессе их эксплуатации, которые надлежало выполнить.

В рыбохозяйственных водоемах запрещается проводить без разрешения органов рыбоохраны взрывные работы, за исключением неотложных - дноуглубительных работ для поддержания лесосплава и судоходства на обмелевших участках рек, работ по принудительному вскрытию сплавных рек и предотвращению аварий и заторов. О проведении взрывных работ в указанных случаях органы рыбоохраны должны незамедлительно ставиться в известность.

Преступное нарушение правил охраны рыбных запасов могут образовать способы строительства мостов и дамб, которые ведут к уничтожению или существенному сокращению рыбных запасов (сопряженные с уничтожением нерестилищ, воспрепятствованием проходу рыбы на нерест, например), транспортировка леса по лесным рекам большегрузными автомобилями либо тягачами, когда нерестовые реки буквально "растаптываются", а вода вместе с рыбой и икрой выплескивается на берега транспортом и так называемыми хлыстами (стволами срубленных деревьев).

Эксплуатация водозаборных сооружений или перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов подразумевает, в частности, использование без защитных устройств, препятствующих выкачиванию рыбы и кормовых запасов, водозаборных механизмов станций, подающих воду для коммунальных и производственных нужд, а также для обеспечения населенных пунктов питьевой водой; мощных насосов электростанций; трубопроводов, шлюзовых сооружений и затворов для распределения воды между сельскохозяйственными водопользователями.

Преступление может иметь место и в том случае, если защитные устройства имеются, но неисправны или не действуют.

Практика показывает, что подобными деяниями причиняется колоссальный вред, исчисляемый порой сотнями миллионов рублей.

Перечень работ, которые могут осуществляться с нарушением правил охраны рыбных запасов, в ст. 257 УК РФ неисчерпывающий. В качестве иных работ Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" называет эксплуатацию иных, помимо водозаборных, гидротехнических сооружений и устройств, прокладку трубопроводов, строительство дорог, линий электропередачи, возведение производственных объектов и т.п.

Обязательным признаком состава преступления являются последствия в виде массовой гибели рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иных тяжких последствий. Состав преступления материальный. Между деянием и последствиями необходимо установить причинную связь.

Понятие массовой гибели рыбы рассматривалось применительно к ст. 250 УК РФ.

Вопрос о признании размера уничтожения кормовых запасов значительным решается в каждом конкретном случае с учетом объема уничтоженного и поврежденного, экологической ценности этих запасов, их стоимости по соответствующим таксам, вреда природной среде.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 3 Постановления от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" <1> раскрывает понятие "иных тяжких последствий" применительно к ст. 246 УК РФ. Поскольку ст. 247 УК РФ по отношению к ст. 246 УК РФ является специальной, думается, это разъяснение может быть распространено и на рассматриваемый состав преступления.

--------------------------------

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 1.

Под иными тяжкими последствиями при производстве работ следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию.

Конкретно тяжкие последствия могут выражаться в уничтожении мест размножения рыбы или значительного количества выметанной икры; крупных убытках, связанных с восстановлением качества природной среды и численности водных животных; нарушении экологического равновесия биосистемы; экологической катастрофе в пределах водного объекта; распространении заболеваний рыбы, снижающем объемы промышленного рыболовства.

С субъективной стороны преступление характеризуется, как правило, неосторожным отношением к последствиям. Если отношение умышленное, то преобладает косвенный умысел. При умышленной форме вины лицо осознает общественную опасность перечисленных в ст. 257 УК РФ деяний, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает (прямой умысел) их наступления. При косвенном умысле лицо сознает общественную опасность указанных в ст. 257 УК РФ действий (бездействия), предвидит возможность наступления перечисленных в статье последствий, не желает, но сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.

При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможного наступления перечисленных в ст. 257 УК РФ общественно опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия (преступная небрежность), либо предвидит возможность наступления этих последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие).

Субъектом преступления могут быть вменяемые, достигшие шестнадцатилетнего возраста лица: руководители хозяйствующих структур; предприниматели, занимающиеся осуществлением указанных выше работ, лица, фактически осуществляющие эти работы.