ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
Информационно-справочный ресурс

Статья 252. Загрязнение морской среды

 

1. Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных островов, установок или сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и водных биологических ресурсов либо препятствующих правомерному использованию морской среды , -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. Те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, водным биологическим ресурсам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам , -

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.


Комментарий к статье 252

Объектом рассматриваемого преступления являются отношения по обеспечению глобальной экологической безопасности и в сфере охраны вод и живых ресурсов моря.

Безопасные условия пользования морскими водами зафиксированы в ряде международных договоров, участниками которых является Россия: Женевской конвенции об открытом море 1958 г. <1>; Конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью 1969 г. <2>; Конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. <3>. В соответствии с ними страны - участницы соглашений установили в национальном законодательстве перечни запрещенных к сбросу в океан веществ, нормы их допустимой концентрации в сбрасываемых смесях и ответственность за загрязнение вод внутренних и иных морей. Например, Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в ред. от 4 ноября 2006 г.) <4> в ст. ст. 34, 37, 38 определяется порядок захоронения отходов и других материалов на шельфе.

--------------------------------

<1> Ведомости ВС СССР. 1962. N 46. Ст. 457.

<2> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXI. М., 1977. С. 97 - 106.

<3> Вступила в силу для СССР 3 декабря 1969 г. Документ опубликован не был.

<4> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.

Защита и сохранение морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря регламентируются также Федеральными законами от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (ст. ст. 32 - 38) <1>, от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (глава V) <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833.

<2> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273.

Общие положения, касающиеся этих вопросов, изложены также в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Предметом преступления большинство ученых считают морскую среду: воды внутренних морей, территориального и открытого морей, а также живые ресурсы моря, рекреационные зоны, объекты природной среды <1>. Некоторые авторы полагают, что предмет рассматриваемого преступления включает в себя только воды территориального моря, внутренние морские воды РФ, прилежащую зону РФ, исключительную экономическую зону РФ, а также континентальный шельф РФ <2>. На наш взгляд, к предмету следует относить: воды внутренних морей; воды территориального и открытого морей; воды исключительной экономической зоны РФ; живые ресурсы шельфа и всех перечисленных вод; рекреационные прибрежные зоны морей; объекты природной среды, расположенные в морях или в прибрежной зоне.

--------------------------------

<1> См., напр.: Дубовик О.Л. Экологические преступления: Комментарий к гл. 26 УК РФ. М., 1998 С. 204; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 2004. С. 639; Уголовное право. Части Общая и Особенная / Под ред. М.П. Журавлева и С.И. Никулина. М., 2004. С. 617.

<2> Лопашенко Н.А. Экологические преступления. СПб., 2002. С. 125.

Не могут быть предметом рассматриваемого преступления воды рек, озер, водохранилищ и иные указанные в ст. 250 УК РФ.

Воды прилежащей зоны вряд ли стоит выделять отдельно, так как они являются частью исключительной экономической зоны (ст. 22 Федерального закона от 31 июля 1998 г.).

От предмета преступления следует отличать место его совершения. Предмет преступления отвечает на вопрос, что подверглось преступному воздействию (это указанные выше воды, живые ресурсы вод и пр.). Место отвечает на вопрос, где совершено преступление. Им являются указанные выше моря, морская исключительная зона, континентальный шельф.

Основные определения перечисленных вод, шельфа и объектов природной зоны даны в названных Федеральных законах, а также в Водном кодексе РФ и Законе РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 594.

Понятие внутренних морских вод определено в ст. 5 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" и ст. 14 Водного кодекса РФ. К внутренним морским водам относятся внутренние моря, морские воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов и проливов, ограниченные пределами, определенными системой отсчета, указанной в ст. 5 названного Закона.

Географически внутренние моря - это моря, глубоко вдающиеся в сушу и сообщающиеся с океаном или прилегающими к морю проливами. В зависимости от гидрологического режима они делятся на межматериковые (Средиземное, Красное) и внутриматериковые (Черное, Белое, Балтийское).

Внутренние моря не следует путать с озерами, которые вследствие большой величины зачастую обозначают как "море" (Каспийское, Аральское) или водохранилищами ("Московское море").

Территориальные воды Российской Федерации включают прибрежные морские воды по общему правилу шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива. В отдельных случаях ширина территориальных вод устанавливается международными договорами. Внешней границей территориального моря является Государственная граница Российской Федерации (п. п. 2, 3 ст. 5 Закона от 1 апреля 1993 г.).

Открытое море - это часть моря, на которую не распространяется юрисдикция никакого государства. Оно не входит ни в территориальные воды, ни во внутренние воды какого-либо государства. Режим его использования определяется нормами международного права.

Исключительная экономическая зона Российской Федерации определяется в ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. как морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации, с особым правовым режимом, установленным федеральным законодательством, международными договорами Российской Федерации и общепринятыми нормами международного права.

Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря, а ее внешняя граница находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В отдельных случаях ширина морской исключительной зоны определяется международными договорами Российской Федерации.

Закон РФ от 30 ноября 1995 г. "О континентальном шельфе Российской Федерации" (ст. 1) определяет континентальный шельф как морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходящих линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Живые ресурсы континентального шельфа, территориального и иных вышеуказанных вод - это рыбы, морские звери и иные млекопитающие, моллюски, крабы, морские ежи и прочие так называемые организмы "сидячих" видов, обитающие на дне континентального шельфа и в его недрах, а также растительные организмы морских вод.

К рекреационным прибрежным зонам относятся пляжи, места организованного туризма и отдыха граждан, спортивные сооружения и т.п.

Объекты природной среды согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" включают: природные объекты, природно-антропогенные объекты, антропогенные объекты (понятие их излагалось в комментарии к ст. 246 УК РФ), расположенные в морях или прибрежной зоне.

Объективная сторона преступления выражается в загрязнении морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды. Преступление может совершаться как действиями (например, путем сброса загрязняющих веществ), так и бездействием (непринятием мер по предотвращению загрязнения, например).

Загрязнение - это сброс или поступление иным способом в море, а также образование в его водах вредных веществ, которые ухудшают качество вод моря, ограничивают использование или негативно влияют на состояние его обитателей, растительности, дна и берегов.

В качестве источников загрязнения ст. 252 УК РФ называет береговые источники, транспортные средства, возведенные в море сооружения.

Береговые источники - это промышленные, сельскохозяйственные, коммунальные, портовые и иные предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и любые другие источники загрязнения, находящиеся на суше.

Под транспортными средствами понимается любое морское транспортное самоходное или буксируемое (баржа) средство (грузовое, пассажирское, военное, научно-исследовательское и иное); другие плавучие средства - технические передвижные устройства, предназначенные для выполнения отдельных видов морских и иных работ (бурильные установки, подъемные краны, плавучие доки, гидронасосы, землечерпальные машины и т.д.); воздушные суда (летательные аппараты любого типа и назначения, пролетающие над морскими водами либо совершающие на них посадку).

Искусственно возведенные в море сооружения - это стационарные технические сооружения, предназначенные для работ в море (платформы, буровые установки), а также причалы, маяки и т.п.

В качестве средств загрязнения в законе названы вредные для здоровья людей и живых ресурсов моря либо способные воспрепятствовать правомерному использованию морской среды вещества и материалы. В качестве загрязняющих веществ следует рассматривать и радиоактивные материалы в твердом или жидком состоянии. В случае если они перед этим незаконно приобретались, хранились, использовались, кому-либо передавались или разрушались, содеянное следует также квалифицировать по ст. 220 УК РФ по совокупности преступлений. Способы совершения преступления - загрязнение морской среды, нарушение правил захоронения или сброса вредных веществ и материалов.

По международным правилам разрешается удаление отходов и материалов, являющихся следствием нормальной эксплуатации технических объектов либо непосредственно получаемых или возникающих в связи с исследованием или переработкой в море минеральных ресурсов морского дна.

Сброс считается законченным, если в море утапливаются вещества и материалы, сброс которых недопустим ни при каких обстоятельствах, либо иные вещества в количестве, превышающем допустимые нормы, либо на расстоянии от берега менее установленного предела, либо в местах, запрещенных для сброса, либо без соответствующей защиты.

Захоронение в отличие от сброса предполагает погружение в воду вредных веществ и материалов, предварительно помещенных в какую-либо емкость (контейнер, бочку, затапливаемое судно) либо закапывание их в недрах морского дна, либо помещение в складки рельефа дна - щели, впадины, каньоны и т.п.

Под воспрепятствованием загрязнением правомерному использованию природной среды понимается, например, загрязнение зон отдыха и пляжей нефтью; уничтожение, повреждение мест выращивания моллюсков, уничтожение рыбных запасов; порча вкусовых качеств рыбы, препятствующая использованию ее в пищу; повреждение или уничтожение плантаций морских промысловых водорослей и тому подобные деяния, делающие невозможным либо затрудняющие пользование морской средой.

Состав преступления формальный. Окончено преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 252 УК РФ, с момента загрязнения морской среды.

Содержание субъективной стороны преступления аналогично рассмотренному при анализе ст. 250 УК РФ.

Субъект преступления - вменяемое, достигшее шестнадцати лет лицо. Им могут быть капитаны и другие члены российского или находящегося в водах Российской Федерации иностранного судна или иного плавучего средства либо работники платформы или иных искусственно сооруженных в море конструкций, в чьи служебные обязанности входило недопущение сбросов в море вредных веществ, командиры воздушных судов, а также работники береговых предприятий и сооружений независимо от формы собственности и иные лица, по чьей вине произошло загрязнение морской среды.

Ответственность за загрязнение вод открытого моря распространяется только на российские суда и иные указанные в законе технические объекты и сооружения.

Часть 2 ст. 252 УК РФ предусматривает ответственность за деяния, указанные в ч. 1 ст. 252 УК РФ, при наличии квалифицирующего признака преступления в виде существенного вреда здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам.

В статьях об ответственности за экологические преступления не проводится никакого различия между "вредом здоровью" (ст. ст. 246, 248, 250, 254 и др. УК РФ) и "существенным вредом здоровью" (ч. 1 ст. 247, ч. 2 ст. 252 УК РФ). Не проводится такого отличия и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" <1>. Между тем вряд ли их можно отождествлять. Представляется, что существенным следует считать причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью хотя бы одного лица. Понятие существенного вреда иным охраняемым интересам, названным в ч. 2 ст. 252 УК РФ, давалось при анализе ст. ст. 246, 247 УК РФ. Представляется, что, оценивая размеры вреда, необходимо учитывать стойкость загрязнения, вид загрязняющего вещества, площадь загрязнения, количество погибших живых организмов, ценность загрязненных участков в экологическом отношении (заповедник, заказник, нерестовое место), объем материальных затрат, необходимых для ликвидации загрязнения, и т.п.

--------------------------------

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 1.

Состав преступления материальный. Между деянием и наступившими последствиями необходимо установить наличие причинной связи.

Особо квалифицирующим признаком преступления (ч. 3 ст. 252 УК РФ) в результате деяний, указанных в ч. 1 или ч. 2 статьи, закон называет наступление смерти человека по неосторожности. Состав преступления в этом случае также материальный, а содержание неосторожной вины идентично изложенному в ст. 250 и ст. 251 УК РФ.