ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
Информационно-справочный ресурс

Статья 205. Террористический акт

 

(наименование в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3452)

1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях -

наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.

(Часть первая в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3452)

2. Те же деяния:

а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) повлекшие по неосторожности смерть человека;

в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, -

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

(Часть вторая в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 321-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 29)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;

б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, -

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

(Часть третья в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 321-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 29)

Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.


Комментарий к статье 205

Основным объектом террористического акта является общественная безопасность, нормальное функционирование органов власти. Характерной чертой террористического акта является стремление субъекта посеять страх у населения, парализовать деятельность государственных и общественных структур. Воздействие террористического акта рассчитано на неопределенно большой круг лиц или на конкретные органы власти, а в отдельных случаях и на конкретных должностных лиц.

В Законе РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности" понятие общественной безопасности определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов общества, т.е. совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития общества <1>. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769.

Террористический акт относится к числу так называемых конвенционных преступлений. Как преступление, к примеру, терроризм расценивается Конвенцией Совета Европы о предупреждении терроризма (заключена в г. Варшаве 16 мая 2005 г.), Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (заключена в г. Шанхае 15 июня 2001 г.) и другими международными правовыми актами.

Факультативным объектом преступления следует признать отношения по охране здоровья и жизни человека, отношения собственности.

Объективная сторона террористического акта включает в себя следующие альтернативные действия: 1) совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий; 2) угрозу совершения указанных действий.

Взрыв - сопровождающееся сильным звуком воспламенение чего-нибудь вследствие мгновенного химического разложения вещества и образования сильно нагретых газов.

Поджог - намеренное воспламенение чего-либо.

Под иными действиями понимаются, например, устройство производственной аварии, крушение поезда, отравление источников питьевого водоснабжения, применение химического, биологического, бактериологического оружия в отношении персонально неопределенных групп граждан и другие аналогичные действия.

Для определения состава террористического акта очень важным является установление признаков, характеризующих действия, образующие объективную сторону преступления. К таким характеристикам относится прежде всего то, что указанные действия устрашают население. Этот признак означает, что террористический акт вызывает у населения чувство тревоги за свое здоровье и свою жизнь, жизнь близких людей, за сохранность имущества, за наличие возможности вести нормальный, устоявшийся, отлаженный образ жизни. Устрашение населения является объективной характеристикой, присущей террористическому акту, поскольку он проявляется в посягательстве на основные объекты, составляющие состояние безопасности.

Далее. Террористический акт создает опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

Указанная опасность должна быть реальной, что определяется в каждом конкретном случае на основе обстоятельств о месте, времени, способе совершения преступления и других обстоятельств дела, например данных о количестве людей, находившихся в районе места взрыва, совершении взрыва в условиях повышенной опасности (к примеру, в тоннеле метро) и т.д.

Опасность гибели человека означает наличие угрозы жизни хотя бы одного лица.

Значительность имущественного ущерба также относится к понятиям, подлежащим оценке с учетом конкретных условий причинения ущерба. В частности, при установлении значительности ущерба следует учитывать его характер, размер, значимость утраты для конкретного региона и последствия, которые мог вызвать ущерб (к примеру, парализация деятельности транспорта, отключение систем обогрева зимой в результате вывода из строя системы электроснабжения).

К иным тяжким последствиям можно отнести нарушение нормальной деятельности учреждений и организаций, дестабилизацию обстановки, угрозу причинения вреда здоровью людей и т.д. Как и перечисленные выше факторы, иные тяжкие последствия - понятие оценочное, определяемое с учетом всех обстоятельств дела.

Состав преступления формальный. При совершении акта терроризма в виде производства взрыва, поджога, иных действий преступление является оконченным с момента их совершения. Однако состав преступления будет иметь место только в том случае, если указанные выше действия создавали реальную угрозу наступления общественно опасных последствий, указанных в законе. Поэтому, например, осуществление взрыва в безлюдной местности, когда отсутствовала опасность гибели людей, и т.д. не может быть расценено как террористический акт.

Террористический акт в виде угрозы совершения названных действий также является формальным составом преступления. В этом случае деяние будет окончено с момента доведения содержания угрозы до других лиц. Способ выражения угрозы может быть различным: письмо, сообщение по телефону, по Интернету, лично высказанная угроза и т.д. Однако, как и ранее, состав преступления в виде угрозы будет только тогда, когда виновный имел возможность ее реально осуществить. В противном случае при наличии к тому оснований речь может идти не о террористическом акте, а о заведомо ложном сообщении об акте терроризма.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью. Виновный осознает, что совершает взрыв, поджог и т.д., и желает совершить эти действия. Целью террористического акта является оказание воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, т.е. намерение виновного понудить их к совершению незаконных или невыгодных действий либо принять решение, выгодное для террориста.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ к органам власти следует отнести органы государственной власти и органы местного самоуправления любого уровня.

К международным организациям следует отнести как правительственные, так и неправительственные организации, поскольку в этом аспекте закон ограничений не устанавливает.

Отсутствие специальной цели исключает наличие состава преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ. Так, например, совершение поджога автомашины из чувства мести следует квалифицировать по ч. 2 ст. 167 УК РФ. Если целевым назначением деяния является нанесение ущерба экономической системе Российской Федерации, преступление следует квалифицировать не как террористический акт (ст. 205 УК РФ), а как диверсию (ст. 281 УК РФ).

Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее возраста четырнадцати лет.

Ответственность за квалифицированные виды террористического акта предусмотрена ч. 2 ст. 205 УК РФ, квалифицирующими признаками являются следующие.

Пункт "а" ч. 2 ст. 205 УК РФ - совершение террористического акта группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Террористический акт признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали два или более лица, обладающих признаками субъекта преступления, заранее (до момента совершения взрыва, поджога или иных действий либо угрозы совершения таких действий) договорившихся о совместном совершении преступления. Каждый из участников полностью или частично выполняет объективную сторону состава преступления, т.е. они являются соисполнителями. Не образуют группы лиц, например, пособник и исполнитель.

Совершение террористического акта организованной группой признается в случаях, когда в ней участвовала устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК РФ).

В отличие от группы лиц, заранее договорившихся о совместном совершении преступления, организованная группа характеризуется, в частности, устойчивостью, наличием в ее составе организатора (руководителя) и заранее разработанного плана совместной преступной деятельности, распределением функций между членами группы при подготовке к совершению преступления и осуществлении преступного умысла.

Об устойчивости организованной группы может свидетельствовать не только большой временной промежуток ее существования, неоднократность совершения преступлений членами группы, но и их техническая оснащенность, длительность подготовки даже одного преступления, а также иные обстоятельства (например, специальная подготовка участников организованной группы).

При признании преступлений совершенными организованной группой действия всех соучастников независимо от их роли в содеянном подлежат квалификации как соисполнительство без ссылки на ст. 33 УК РФ.

Если лицо подстрекало другое лицо или группу лиц к созданию организованной группы для совершения конкретного преступления, но не принимало непосредственного участия в подборе ее участников, планировании и подготовке к совершению преступлений (преступления) либо в их осуществлении, его действия следует квалифицировать как соучастие в совершении организованной группой преступлений со ссылкой на ч. 4 ст. 33 УК РФ.

Пунктом "б" ч. 2 ст. 205 УК РФ установлена ответственность за террористический акт, повлекший по неосторожности смерть человека. Субъективная сторона этого квалифицированного состава преступления характеризуется двумя формами вины. Состав является материальным и будет оконченным только при наступлении смерти человека.

К квалифицированному составу преступления, предусмотренному п. "в" ч. 2 ст. 205 УК РФ, относится и совершение террористического акта, в результате которого причинен значительный имущественный ущерб либо наступили иные тяжкие последствия. Этот состав также относится к категории материальных составов. Понятие значительного имущественного ущерба оценочное. Наличие этого признака устанавливается в каждом конкретном случае исходя из размера ущерба, его объема, значимости и т.д.

Иными тяжкими последствиями, как отмечалось выше, являются, например, причинение вреда здоровью многих людей, массовые заболевания людей заразными болезнями и т.п. В отличие от ч. 1 ст. 205 УК РФ преступление окончено только при наступлении указанных последствий.

Решая вопрос о квалификации террористического акта, повлекшего причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, следует обратить внимание на то обстоятельство, что в новой редакции п. "в" ч. 2 ст. 205 УК РФ не указано психическое отношение виновного к последствиям. Это означает, что такое отношение может выражаться и в неосторожности, и в умысле. Поэтому следует сделать вывод о том, что согласно действующему закону при совершении террористического акта и причинении значительного имущественного ущерба или наступлении иных тяжких последствий независимо от психического отношения к ним виновного дополнительной квалификации по статьям Особенной части УК РФ, устанавливающим ответственность за совершение соответствующих преступлений, например за умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст. 167 УК РФ), не требуется.

Под объектами использования атомной энергии в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. "Об использовании атомной энергии" понимаются объекты, эксплуатирующие атомную (ядерную) энергию в штатном режиме, например атомные ледоколы, электростанции, космические аппараты, а также объекты хранения, производства, переработки радиоактивных материалов (склады ядерного оружия, научно-производственные объединения, например "Маяк"). Посягательство на объекты использования атомной энергии означает совершение действий, имеющих целью их уничтожение или выведение из строя независимо от того, достигнута эта цель или нет.

Совершение террористического акта с использованием ядерных материалов может означать эксплуатацию поражающих факторов ядерного взрыва при применении портативного ядерного боеприпаса малой мощности. Возможно также использование так называемой грязной бомбы, что может привести к радиоактивному заражению местности.

При применении радиоактивных веществ (например, полония, прометия, радия) возможно причинение смерти или вреда здоровью как одного, так и множества лиц, радиоактивное заражение местности.

Незаконное приобретение либо хищение ядерных материалов или радиоактивных веществ, предшествующее совершению террористического акта, подлежит квалификации по совокупности со ст. ст. 220, 221 УК РФ.

Пунктом "б" ч. 3 ст. 205 УК РФ установлена ответственность за совершение террористического акта, повлекшего умышленное причинение смерти человеку.

Данная новая редакция закона фактически означает, что совершение убийства при террористическом акте не требует теперь, как ранее, дополнительной квалификации по ст. 105 УК РФ и не образует совокупности преступлений. Согласно действующей редакции ст. 205 УК РФ умышленное причинение смерти человеку (а это состав убийства) охватывается комментируемой частью этой статьи. При таком подходе два умышленных деяния, предусмотренных самостоятельными нормами УК РФ, объединяются в одно. С нашей точки зрения, подобное решение вопроса представляется дискуссионным с позиции учения о составе преступления, но, кроме того, данный подход законодателя, думается, не будет способствовать усилению противодействия преступлениям террористического характера хотя бы потому, что теперь наказание в виде смертной казни (хотя оно и не применяется) не включено в диспозицию ч. 3 ст. 205 УК РФ. В этой связи необходимо отметить наличие определенной парадоксальной ситуации, когда санкция статьи Особенной части УК РФ за убийство при отягчающих обстоятельствах предусматривает наказание в виде смертной казни, а за такое же убийство, имевшее место при совершении террористического акта, и плюс за сам террористический акт такое наказание не предусмотрено.

Статья 205 УК РФ содержит примечание, предусматривающее возможность освобождения от уголовной ответственности лица, участвовавшего в подготовке террористического акта, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Это поощрительная норма, направленная на предупреждение и предотвращение террористических актов.

Первое условие освобождения от уголовной ответственности - это своевременность сообщения о готовящемся террористическом акте. Данное условие означает то, что сообщение должно быть сделано заблаговременно, с тем чтобы у органов власти имелось время для принятия соответствующих мер для предотвращения преступления. Следующее условие заключается в предупреждении указанного в законе адресата, т.е. в предупреждении именно органов власти. Формально закон не ограничивает виды органов власти, которые следует предупредить о готовящемся преступлении. Поэтому выполнением данного условия следует считать обращение в любые органы власти. Последние же должны или сами предпринять соответствующие меры, или при отсутствии такой возможности сообщить о преступлении в те органы власти, которые такие меры могут предпринять. В то же время при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности следует учитывать и конкретные обстоятельства осуществления предупреждения. Так, если виновный обращается с предупреждением о готовящемся преступлении в поселковый совет, заведомо зная, что это не приведет к предотвращению преступления, так как сам совет не обладает возможностью предотвратить преступление, а передать информацию в компетентные органы он не в состоянии, поскольку отсутствует связь, такое предупреждение нельзя будет признать своевременным.

Форма и способ предупреждения не имеют правового значения. Оно может быть сделано письменно или устно, по телефону, с использованием третьих лиц и т.д. Но в этом аспекте важно то обстоятельство, что виновный должен быть уверен в доставлении сообщения адресату.

И наконец, последнее условие, установленное рассматриваемой нормой, - предотвращение акта терроризма. Это условие означает, что предупреждение, сведения, представленные лицом, участвовавшим в подготовке террористического акта, оказались полезными и позволили не допустить совершения указанного акта. Таким образом, предотвращение террористического акта следует понимать не как процесс, а как положительный результат действий лица. В противном случае, если, несмотря на усилия лица, акт терроризма был совершен, речь могла бы идти лишь о смягчении наказания. Освобождение от уголовной ответственности возможно при одновременном наличии и второго условия - в действиях лица не должно быть иного состава преступления.

Иное способствование предотвращению акта терроризма может быть выражено в других действиях или бездействии лица: недоставление в условленное место взрывного устройства, передача участникам террористического акта информации о его отмене, разоружение участников террористического акта и т.п.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что положения примечания к ст. 205 УК РФ могут быть реализованы в тех случаях, когда террористический акт готовится несколькими лицами и одно из них принимает решение об отказе участвовать в совершении преступления. Если же террористический акт готовился одним лицом, освобождение от уголовной ответственности при отказе от преступления может быть осуществлено на основании ст. 31 УК РФ.