ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ

Статья 86. Собирание доказательств

 

1. Собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств.

3. Защитник вправе собирать доказательства путем:

1) получения предметов, документов и иных сведений;

2) опроса лиц с их согласия;

3) истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии.


Комментарий к статье 86

1. Процесс доказывания начинается с собирания доказательств. Данную часть процесса доказывания регулирует комментируемая статья. В общей форме она определяет полномочия властных субъектов уголовного процесса по собиранию доказательств (ч. 1), закрепляет право подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей собирать и представлять документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств (ч. 2), устанавливает право защитника собирать доказательства и конкретизирует его (ч. 3).

2. В ч. 1 комментируемой статьи закреплено положение, согласно которому собирание доказательств производится в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем проведения следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК. Из этого вытекает два следствия, имеющих существенное практическое значение. Во-первых, дознаватель, следователь, прокурор и суд могут собирать доказательства только в ходе уголовного судопроизводства (в рамках производства по конкретному уголовному делу). До возбуждения уголовного дела действий по собиранию доказательств (кроме осмотра места происшествия, освидетельствования, назначения судебной экспертизы) они производить не могут. Данные, полученные в результате следственных действий, проведенных без возбуждения уголовного дела, не могут быть признаны доказательствами (БВС РСФСР. 1989. N 1. С. 9 - 10; БВС РФ. 1992. N 4. С. 13; 1996. N 11. С. 6 - 7). Во-вторых, собирание доказательств названными субъектами может производиться только путем производства следственных и судебных действий, предусмотренных УПК.

3. Доказательства, полученные в результате производства следственных действий ненадлежащими субъектами, признаются недопустимыми. Подобная ситуация будет иметь место, например, когда следователь не является гражданином России (БВС РФ. 1996. N 10. С. 8), когда он проводит следственные действия, находясь на излечении и имея лист временной нетрудоспособности или находясь в отпуске. Аналогичные решения должны приниматься и в случаях собирания доказательств субъектами, подлежащими отводу (БВС РСФСР. 1988. N 5. С. 5 - 6; 1989. N 9. С. 6 - 7; БВС РФ. 1997. N 3. С. 11; 1998. N 8. С. 6 - 7). Сказанное относится к доказательствам, полученным в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами (БВС РФ. 1996. N 1. С. 6).

4. Обязанность производства следственных и судебных действий по собиранию доказательств в силу публичного начала судопроизводства законом возложена на дознавателя, следователя, прокурора, суд. Вместе с тем инициаторами их производства могут выступать обвиняемый (подозреваемый), защитник, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя, которые вправе заявлять ходатайства о производстве следственных и судебных действий, направленных на собирание доказательств. Указанные ходатайства подлежат обязательному рассмотрению и в случае их обоснованности - удовлетворению. Например, в суде они подлежат рассмотрению и разрешению, непосредственно после заявления (Сб. пост. Пленумов. Спарк. С. 466). При этом суд не вправе отклонить ходатайства подсудимого об исследовании обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела (БВС СССР. 1965. N 2. С. 41).

5. Субъекты уголовного процесса, не обладающие властными полномочиями, могут оказывать существенное влияние на собирание доказательств и путем непосредственного участия в производстве соответствующих следственных и судебных действий. Они, например, могут задавать вопросы допрашиваемым, обращать внимание следователя и суда на относимые, по их мнению, к делу свойства и состояния осматриваемых предметов, делать замечания, подлежащие занесению в протокол, подавать замечания на протокол судебного заседания.

6. В зависимости от вида проводимого следственного действия к участию в его производстве могут привлекаться подозреваемый, обвиняемый, защитник, потерпевший, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя, лицо, в помещении которого производится следственное действие, специалист, переводчик. Обязательными участниками следственных действий по собиранию доказательств, основу которых составляет непосредственное восприятие фактов, имеющих значение для уголовного дела, являются понятые (ст. 177, 178, 181 - 183, ч. 5 ст. 185, ч. 7 ст. 186, ст. 193 и 194 УПК).

7. Собирание доказательств путем производства следственных действий допустимо только в дневное время. Производство данных действий в ночное время (п. 20 ст. 5) возможно только в случаях, не терпящих отлагательства (ч. 3 ст. 164 УПК).

8. Соблюдению положений Конституции (ст. 2) о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, должно способствовать определение на практике разумных пределов продолжительности следственных действий по собиранию доказательств. Подобный подход выражен законодателем, в частности, применительно к допросу. Согласно ч. 2 ст. 187 УПК допрос не может длиться непрерывно более 4 часов, его продолжение допускается лишь после перерыва не менее чем на 1 час для отдыха и принятия пищи. При этом общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов (ч. 3 ст. 187). В случае наличия медицинских показаний продолжительность допроса устанавливается на основании заключения врача (ч. 4 ст. 187 УПК).

9. Место производства ряда следственных действий предопределяется исключительно обстоятельствами уголовного дела, например местом происшествия. Другая группа следственных действий, предполагая учет различных обстоятельств уголовного дела, допускает возможность выбора места их производства. В нее входят, в частности, такие следственные действия, как допрос свидетеля, допрос потерпевшего, допрос обвиняемого, допрос подозреваемого, освидетельствование.

10. Предусмотренные законом следственные и судебные действия, являющиеся способами собирания доказательств, состоят из действий подготовительного и обеспечивающего характера, обнаружения относимых к делу сведений (обстоятельств и фактов, имеющих значение для дела), их рассмотрения и отражения (закрепления) в соответствующем протоколе.

11. Действия подготовительного и обеспечивающего характера (их набор, последовательность, содержание) зависят от вида доказательства, которое предполагается собрать, следственного действия, которое для этого нужно провести, а также особенностей конкретного уголовного дела. Без выполнения действий подготовительного и обеспечивающего характера невозможно последующее обнаружение относимых к делу данных. Эти действия включают: установление наличия предусмотренных законом оснований для производства следственного действия; выбор времени и места производства следственного действия; выбор и подготовку технических средств, необходимых для производства следственного действия, предупреждение участников следственного действия об их применении (ч. 5 ст. 166 УПК); разъяснение участникам (участнику) характера предстоящего следственного действия, их обязанностей, прав, ответственности (ч. 10 ст. 166 УПК); ознакомление участников следственного действия с порядком его производства.

12. После того как выполнены действия подготовительного и обеспечивающего характера, следователь, дознаватель приступают к выполнению действий, направленных на обнаружение относимых к делу сведений и их рассмотрение.

Действия, направленные на обнаружение относимых к делу данных, включают, например, предложение допрашиваемому сообщать все, что ему известно по делу, и ответить на поставленные вопросы или предложение лицу, у которого производится обыск, выдать предметы и документы, имеющие значение для уголовного дела.

Обнаружение сведений или обстоятельств, значимых для уголовного дела, предполагает восприятие сведений или восприятие обстоятельств и фактов в рамках следственного действия.

13. После обнаружения в ходе следственного действия данных, исходящих, например, от свидетеля, или обстоятельств и фактов, воспринятых, к примеру, при осмотре места происшествия, и их рассмотрения на предмет связи с обстоятельствами, подлежащими доказыванию, соответствующий властный субъект приступает к составлению протокола, в котором отражается ход и результаты следственного действия. В протоколе также отражаются заявления лиц, участвующих в следственном действии.

Протокол составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания (ч. 1 ст. 166 УПК). Несоблюдение указанного требования может привести к неполноте, неточности, пробелам в отражении в протоколе значимых для дела данных, а в ряде случаев и к признанию доказательства недопустимым (БВС СССР. 1973. N 4. С. 33).

14. Формирование доказательств (как относимых к делу сведений) может продолжаться и после составления протокола. Например, когда свидетель после ознакомления с протоколом допроса вносит в него дополнения и поправки или когда лица, участвующие в осмотре, ознакомившись с составленным протоколом, делают замечания по его содержанию, подлежащие обязательному занесению в протокол.

15. Основной формой фиксации (отражения) в материалах уголовного дела сформированных в ходе следственных и судебных действий доказательств согласно закону является протокол. Он может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. Закон допускает при производстве следственного действия применение стенографирования, фотографирования, киносъемки, аудио- и видеозаписи. Они признаются факультативными средствами фиксации доказательств, способствующими более полному отражению полученных данных в материалах уголовного дела, но без соответствующего протокола юридического значения не имеют.

Изготовленные при производстве следственного действия фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, видеозапись, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов должны быть приложены к протоколу.

О требованиях, предъявляемых к содержанию и форме протокола судебного заседания, см. коммент. к ст. 259, а протокола следственного действия - коммент. к ст. 166.

16. В статьях УПК, посвященных собиранию доказательств (в отличие от ст. 70 УПК РСФСР), прямо не указано, что лицу, производящему дознание, следователю, прокурору и суду предоставлено право требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела. Однако полагаем, что такое право властных субъектов уголовного процесса следует признать. Оно вытекает из содержания ч. 4 ст. 21 УПК, согласно которой их требования, поручения и запросы, предъявленные в пределах полномочий, установленных законом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. На практике к данному полномочию чаще всего прибегают при формировании такого вида доказательства, как иные документы.

17. Предметы и документы, которые исходя из обстоятельств конкретного уголовного дела, могут быть в дальнейшем признаны вещественными доказательствами, необходимо не истребовать, а изымать путем обыска или производства выемки, если точно известно, где и у кого они находятся. В противном случае велика вероятность того, что свойства и состояния таких предметов и документов, могущих стать содержанием вещественных доказательств, будут утрачены или изменены до предъявления властным субъектам уголовного процесса.

18. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет за подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями право собирать и предъявлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств. В данном случае речь идет о письменных документах и предметах, полученных перечисленными субъектами в официальном порядке от государственных органов, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций и находящихся в их распоряжении либо запрошенных через юридическую консультацию.

Необходимо иметь в виду, что в рассматриваемом случае речь идет о представлении не доказательств, а именно документов и предметов, имеющих, по мнению представляющих их лиц, значение для уголовного дела. Факт их представления дознавателю, следователю, суду следует рассматривать только в качестве соответствующего ходатайства, заявленного указанными субъектами. В случае его удовлетворения могут быть сформированы доказательства - иные документы, вещественные доказательства, которые должны быть приобщены к уголовному делу. При этом для формирования каждого из указанных видов доказательств могут применяться только предназначенные для них способы (см. коммент. к ст. 84 - п. 10, к ст. 81 - п. 9). В приобщении представленных документов и предметов к уголовному делу может быть и отказано, если будет установлено, что они не отвечают требованию относимости. Решение об этом должно быть принято в форме мотивированного постановления (определения), о чем сообщается лицу, представившему документ или предмет.

19. Часть 3 комментируемой статьи предоставляет защитнику право собирать доказательства путем: получения предметов, документов и иных сведений; опроса частных лиц с их согласия; истребования справок, характеристик, иных документов. На их основе в установленном законе порядке могут быть сформированы соответствующие доказательства. Необходимо иметь в виду, что указанные предметы, документы, сведения, содержащиеся в опросах, нельзя рассматривать в качестве доказательств. Но на их основе в установленном законом порядке (с использованием предусмотренных для каждого вида доказательств способов собирания) могут быть сформированы соответствующие доказательства.

На основе представленных защитником предметов могут быть сформированы вещественные доказательства (см. коммент. к ст. 81), на основе представленных документов (справок, характеристик и т.п.) - иные документы (см. коммент. к ст. 84).

Относимые к делу сведения, полученные защитником в результате опроса лиц и изложенные в письменном виде, нельзя рассматривать в качестве показаний свидетеля (потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого), так как они получены без соблюдения предусмотренных уголовно-процессуальным законом гарантий их доброкачественности. Поэтому они могут рассматриваться лишь в качестве оснований для вызова и допроса лиц в качестве свидетелей или для производства других следственных действий по собиранию доказательств.

20. Собирание доказательств имеет место и в ходе судебного следствия (см. коммент. к ст. 240, 274 - 291).

21. Собиранию доказательств в суде (по сравнению с предварительным расследованием) присущ ряд особенностей, которые необходимо учитывать на практике. Они выражаются в следующем: собирание доказательств в суде происходит в условиях наиболее полного действия всех принципов уголовного процесса; осуществляется судом - субъектом независимым и подчиняющимся только закону; происходит в присутствии и с участием всех субъектов уголовного процесса; суду, как правило, известен круг возможных источников доказательств, поэтому ему не нужно тратить время на их поиск; собирание доказательств в суде ограничено пределами судебного разбирательства; суд может учитывать результаты предварительного расследования, связанные с собиранием доказательств; в случаях, когда суд лишен возможности непосредственно собрать отдельные доказательства, закон допускает оглашение и исследование доказательств, полученных в стадии предварительного расследования.

22. О порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями в целях собирания доказательств см. коммент. к ст. 453 - 457, 468.