ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
Информационно-справочный ресурс

Статья 453. Направление запроса о правовой помощи

 

1. При необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа, дознаватель вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности.

2. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации или Генеральной прокуратуры Российской Федерации оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

3. Запрос о производстве процессуальных действий направляется через:

1) Верховный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;

2) Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда Российской Федерации;

3) Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации - по уголовным делам, находящимся в их производстве ;

4) Генеральную прокуратуру Российской Федерации - в остальных случаях.

4. Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются.


Комментарий к статье 453

1. Нормы, посвященные международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства, впервые введены в УПК. Ранее положения, касающиеся этих вопросов, регулировались только международными договорами РФ.

2. Частью пятой УПК регулируются только те направления международного сотрудничества, которые связаны с оказанием международной правовой помощи по уголовным делам. Другие виды международного сотрудничества (осуществление по запросам иностранных государств оперативно-розыскных мероприятий, информационное обеспечение, координация деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, затрагивающих интересы нескольких государств, и т.п.) не являются предметом уголовно-процессуального законодательства.

3. Международная правовая помощь по уголовным делам осуществляется в случаях, когда обвиняемый или подозреваемый по уголовному делу, возбужденному на территории одного государства, скрывается на территории другого государства либо когда свидетели, потерпевшие или другие участники уголовного процесса, документы, относящиеся к уголовному делу, расследуемому или рассматриваемому в суде на территории одного государства, находятся на территории другого государства, а также в некоторых других случаях. В связи с этим и в целях выполнения задач уголовного процесса государства обращаются друг к другу за помощью о розыске обвиняемого или подозреваемого, его задержании либо заключении под стражу, а затем о выдаче с целью привлечения к уголовной ответственности, о производстве следственных или других процессуальных действий, без которых невозможно расследование и отправление правосудия по уголовному делу, а также исполнение решений суда.

4. Оказание международной правовой помощи по уголовным делам предполагает выполнение на основании международных договоров и национальных нормативных правовых актов одним государством в интересах другого государства запросов (поручений) о производстве процессуальных действий или о выдаче обвиняемого (подозреваемого) для привлечения его к уголовной ответственности по конкретному уголовному делу, расследуемому или рассматриваемому в суде запрашивающего государства, либо об исполнении приговоров или иных судебных решений, в том числе о передаче осужденного в одном государстве для отбывания наказания или принудительного лечения другому государству.

5. Под международным договором РФ понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757).

6. Международные договоры РФ об оказании правовой помощи по уголовным делам подлежат обязательной ратификации и устанавливают основания и порядок оказания правовой помощи, ее объем и виды, субъекты и содержание, процедуру оформления, направления, получения и выполнения запросов об оказании правовой помощи и т.д.

7. Международные договоры РФ об оказании правовой помощи по уголовным делам делятся на многосторонние и двусторонние.

Важнейшими многосторонними международными договорами РФ, регулирующими вопросы взаимной правовой помощи по уголовным делам, являются: 1) Европейская конвенция о выдаче 1957 г., Европейская конвенция о правовой помощи 1959 г., Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 27 января 1977 г.) (БМД. 2003. N 3); Международная конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 10 января 2000 г.) (БМД. 2003. N 5); 2) принятые государствами - членами СНГ Минская конвенция 1993 г.; Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания (Москва, 6 марта 1998 г.) (Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1998. N 1. С. 47 - 53), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (г. Кишинев, 7 октября 2002 г.) (по состоянию на 1 января 2006 г. для России в силу не вступила, внутригосударственные ратификационные процедуры проводятся).

8. Двусторонние международные договоры заключаются государствами в развитие положений многосторонних и для конкретизации применения содержащихся в них принципов. В частности, в них могут быть уточнены основания для отказа в оказании правовой помощи, положения о двойной юрисдикции, отсутствии срока давности, дополнительные виды правовой помощи, органы, управомоченные запрашивать правовую помощь, и т.д. Так, в Договоре между Российской Федерацией и США о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Москва, 17 июня 1999 г.) в значительной степени расширен и конкретизирован объем правовой помощи (БМД. 2003. N 2). В Договоре между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Дели, 21 декабря 1998 г.) (БМД. 2000. N 10) в число видов правовой помощи включено "принятие мер по установлению местонахождения, идентификации, наложению ареста, изъятию и конфискации средств, предназначенных для целей терроризма" (ст. 1).

В настоящее время Россией заключено более 40 двусторонних соглашений об оказании правовой помощи по уголовным делам с другими государствами.

Двусторонние международные договоры об оказании правовой помощи по уголовным делам разрабатываются с учетом принятых ООН Типовых договоров о передаче уголовного судопроизводства (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. N 45/118); о взаимной помощи в области уголовного правосудия и Факультативного протокола к Типовому договору о взаимной помощи в области уголовного правосудия, касающегося доходов от преступлений (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. N 45/117).

9. Исходя из ч. 4 ст. 15 Конституции, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные УПК, то применяются правила международного договора.

10. Если государство является одновременно участником многостороннего и двустороннего договоров, то положения многостороннего договора имеют преимущество перед положениями двустороннего договора в случае их расхождения.

В соответствии со ст. 28 Конвенции о выдаче 1957 г. и ст. 26 Европейской конвенции о правовой помощи 1959 г. участвующие в этих договорах государства прекращают применять в своих правоотношениях заключенные ранее любые двусторонние договоры, конвенции и соглашения по вопросам оказания взаимной правовой помощи и выдачи. Все вопросы международного сотрудничества в рассматриваемой области решаются на основании норм указанных европейских Конвенций.

11. Оказание правовой помощи может осуществляться не только по правилам, закрепленным соответствующим международным договором РФ, но и на основе принципа взаимности, т.е. достижения межгосударственных договоренностей по дипломатическим каналам в виде письменных обязательств ВС РФ, МИД России, Минюста России, МВД России, ФСБ России, ФСКН России или Генпрокуратуры РФ оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

12. Отдельные вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам регулируются УК (ст. 13 и п. 4 ст. 72), а также некоторыми президентскими и правительственными актами. В частности, Указом Президента РФ от 30.07.1996 N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола" (СЗ РФ. 1996. N 32. Ст. 3895) и Положением о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.1996 N 1190 (СЗ РФ. 1996. N 43. Ст. 4916), регламентируется организация информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов РФ с соответствующими органами иностранных государств - членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола.

13. Процедуры оформления, направления и получения запросов, а также выполнения отдельных видов правовой помощи определяются также нормативными правовыми актами Генпрокуратуры РФ и федеральных органов исполнительной власти, в том числе Приказами Генерального прокурора РФ от 26.06.1997 N 34 "Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью", от 03.08.1998 N 50 "Об организации международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации" (Сб. основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ. М., 1999), от 26.06.2002 N 35 "Об организации работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации по международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства", указанием Генерального прокурора РФ от 23.06.1998 N 42/35 "О порядке рассмотрения ходатайств других государств об экстрадиции", совместным Приказом от 26.06.2000 МВД России N 684, Минюста России N 184, ГТК России N 560, ФСБ России N 353, ФСНП России N 257, ФПС России N 302 "Об утверждении Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола" и др.

14. Оказание правовой помощи по уголовным делам затрагивает интересы только того государства, которое обратилось за помощью, и возможно только в отношении преступлений, наказание за которые на момент просьбы о правовой помощи подпадает под юрисдикцию управомоченных органов запрашивающего государства.

15. В правовой помощи по уголовным делам может быть отказано по следующим основаниям:

1) для государств - участников Европейской конвенции о правовой помощи 1959 г.: если просьба касается преступления, которое запрашиваемое государство считает политическим преступлением или преступлением, связанным с политическим преступлением, или выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным его интересам (ст. 2 Конвенции). Россия, кроме того, вправе отказать в выполнении запроса иностранного государства, если: лицо, которое в запрашивающем государстве подозревается или обвиняется в совершении правонарушения, находится под судом либо было осуждено или оправдано в связи с этим правонарушением в Российской Федерации или в третьем государстве либо в отношении этого лица в Российской Федерации или в третьем государстве вынесено решение об отказе в возбуждении или прекращении производства по делу, по поводу которого поступил запрос о правовой помощи; если преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством РФ (ст. 1 Закона от 25.10.1999 N 193-ФЗ);

2) для стран - участников СНГ: если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемого государства (Минская конвенция 1993 г.).

О причинах отказа в предоставлении взаимной помощи обязательно сообщается запрашивающему государству.

16. Объем оказания правовой помощи по уголовным делам, предусмотренный международными договорами РФ, не одинаков.

Минской конвенцией 1993 г. предусмотрено производство следующих следственных действий в порядке оказания правовой помощи: составление и пересылка документов, проведение осмотров, обысков, изъятие, передача вещественных доказательств, проведение экспертизы, допрос подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, экспертов (ст. 6 в редакции Протокола 1997 г. к Минской конвенции 1993 г.). Европейская конвенция о правовой помощи 1959 г. предусматривает выполнение в рамках взаимной правовой помощи любых поручений, касающихся уголовных дел, которые направлены юридическими органами запрашивающего государства, в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов (ст. 3).

17. При направлении в иностранные государства запросов о производстве процессуальных действий через федеральные органы государственной власти, перечень которых дан в ч. 3 комментируемой статьи, следует иметь в виду, что в соответствии с п. 7 оговорок Российской Федерации, закрепленных в Законе от 25.10.1999 N 193-ФЗ, МВД России, ФСБ России сносятся с иностранными государствами "в отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора, связанных с проведением дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел Российской Федерации". Таким образом, запросы названных органов не ограничены только осуществлением следственных действий, как это указано в п. 3 ч. 3 комментируемой статьи, а могут касаться любых других процессуальных действий.

18. Согласно упомянутой оговорке в случаях, не терпящих отлагательства, запросы могут быть направлены непосредственно судебными органами запрашивающего государства судебным органам РФ. При этом копия поручения одновременно передается в соответствующий центральный компетентный орган. В случаях, не терпящих отлагательства, практикуется также направление поручения по факсу или по иным согласованным средствам электронной связи, после чего поручение подтверждается письменным оригиналом.

19. Часть 4 комментируемой статьи в отношении стран - участниц СНГ применяется с учетом ст. 17 Минской конвенции 1993 г. (в редакции Протокола к ней 1997 г.), согласно которой запросы направляются в страны СНГ на государственном языке запрашиваемой стороны или на русском языке. В случае исполнения запроса и других документов на государственных языках указанных государств к ним прилагаются заверенные переводы на русский язык.

20. Часть 4 комментируемой статьи в отношении государств - участников Европейской конвенции о правовой помощи 1959 г. применяется с учетом п. 2 ст. 16 данной Конвенции и оговорки 8 ст. 1 Закона от 25.10.1999 N 193-ФЗ, согласно которой "направляемые в Российскую Федерацию в соответствии с п. 2 ст. 16 Конвенции запросы о правовой помощи и прилагаемые к ним материалы должны сопровождаться переводами на русский язык".

21. Часть 4 комментируемой статьи в отношении государств - участников Конвенции о выдаче 1957 г. применяется с учетом ст. 23 данной Конвенции и оговорки 5 ст. 1 Закона от 25.10.1999 N 190-ФЗ, согласно которой "при направлении в Российскую Федерацию документов, относящихся к выдаче, требуется их заверенный перевод на русский язык".