ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ

Статья 327. Подготовительная часть судебного заседания

 

1. Подготовительная часть судебного заседания с участием присяжных заседателей проводится в порядке, установленном главой 36 настоящего Кодекса, с учетом требований настоящей статьи.

2. После доклада о явке сторон и других участников уголовного судопроизводства секретарь судебного заседания или помощник судьи докладывает о явке кандидатов в присяжные заседатели.

3. Если в судебное заседание явилось менее двадцати кандидатов в присяжные заседатели, то председательствующий дает распоряжение о дополнительном вызове в суд кандидатов в присяжные заседатели.

4. Списки кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, без указания их домашнего адреса вручаются сторонам.

5. Разъясняя права сторонам, председательствующий помимо прав, предусмотренных соответствующими статьями части первой настоящего Кодекса, должен разъяснить им:

1) право заявить мотивированный отвод присяжному заседателю;

2) право подсудимого или его защитника, государственного обвинителя на немотивированный отвод присяжного заседателя, который может быть заявлен каждым из участников ;

3) иные права, предусмотренные настоящей главой, а также юридические последствия неиспользования таких прав.


Комментарий к статье 327

1. Одной из особенностей подготовительной части судебного заседания в суде с участием присяжных заседателей является то, что все решения в этой стадии судья, председательствующий по делу, принимает единолично, в том числе и об отводах.

Отвод судье в случае рассмотрения дела судом с участием присяжных заседателей заявляется до формирования скамьи присяжных заседателей. В ходе дальнейшего судебного заседания заявление об отводе допускается лишь в случае, когда основание для него ранее не было известно стороне.

2. О сроках начала судебного заседания с участием присяжных заседателей см. коммент. к ст. 233.

Секретарь судебного заседания или помощник судьи докладывает о явке кандидатов в присяжные заседатели согласно составленному списку, без указания их домашнего адреса. Последнее обусловлено необходимостью исключения возможного воздействия на присяжных заседателей с целью принятия ими определенного решения по делу.

3. Необходимость обеспечения явки в судебное заседание не менее 20 присяжных заседателей обусловлена порядком формирования коллегии присяжных заседателей (см. коммент. к ст. 328).

4. После вручения списков кандидатов в присяжные заседатели сторонам судья должен разъяснять им не только права, предусмотренные ч. 5 комментируемой статьи, но и юридические последствия их неиспользования. В частности, председательствующий должен разъяснять сторонам права, предусмотренные ч. 1 ст. 64 УПК, а также: 1) право заявить мотивированный отвод любому присяжному заседателю по основаниям, предусмотренным для отвода судьи (ст. 61 - 64 УПК); 2) право подсудимого или его защитника, государственного обвинителя на немотивированный отвод присяжного заседателя, который может быть заявлен каждым из участников дважды (ч. 14 - 16 ст. 328 УПК); 3) право на возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые, по их мнению, связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя (ч. 8 ст. 328 УПК); 4) право делать заявление о роспуске коллегии присяжных заседателей ввиду тенденциозности ее состава (ст. 330 УПК); 5) право высказать свои замечания по содержанию и формулировке вопросов, вносить предложения о постановке вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями (ст. 338 УПК); 6) право заявлять возражения в связи с содержанием напутственного слова председательствующего по мотивам нарушения им принципа объективности и беспристрастности (ч. 6 ст. 340 УПК); 7) право выступать в прениях при окончании судебного следствия и при обсуждении последствий вердикта (ст. 347 УПК) и др.