ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

 

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1-1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

1-2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.

(Часть восьмая введена Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 308-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 43, ст. 5792)

9. После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.


Комментарий к статье 144

1. Предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи действия и сроки рассмотрения, проверки и принятия решений распространяются не только на сообщения, но и на другие поводы к возбуждению уголовного дела.

2. Проверка информации о преступлении, поступившей в орган дознания, следствия или прокуратуру, и принятие решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела осуществляются в срок до 3 суток, который может быть продлен прокурором, начальником следственного отдела или начальником органа дознания до 10 суток либо прокурором при наличии необходимости проведения документальной проверки или ревизии до 30 суток. Срок исчисляется с момента принятия сообщения о преступлении (п. 4 комментируемой статьи).

3. Под ревизией понимается система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности.

Под проверкой понимается контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации.

Порядок осуществления проверок и ревизий по уголовным делам подследственности органов внутренних дел регламентируется Инструкцией о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденной Приказом МВД России от 02.08.2005 N 636 (БНА. 2005. N 33).

4. Порядок назначения и проведения документальных проверок и ревизий осуществляется в соответствии с совместным Приказом Минфина России, МВД России, ФСБ России от 07.12.1999 N 89н/1033/717 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)".

По требованию должностного лица правоохранительного органа контрольно-ревизионный орган проводит ревизию (проверку) в отношении использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности.

При наличии мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с УПК, а также по требованию прокурора контрольно-ревизионный орган проводит ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности.

Ревизии и проверки предприятий и организаций любых форм собственности до возбуждения уголовных дел проводятся по обращениям органов МВД России и ФСБ России, подписанным руководителями главных управлений центрального аппарата или лицами, их замещающими, и руководителями территориальных органов в субъектах РФ.

В постановлении (требовании) о назначении ревизии (проверки) излагаются признаки финансовых нарушений, определяется ревизуемый период и место проведения ревизии (проверки), указывается задание - перечень конкретных и входящих в компетенцию контрольно-ревизионных органов вопросов ревизии (проверки).

Руководитель контрольно-ревизионного органа, получив требование правоохранительного органа о проведении ревизии (проверки), должен в 10-дневный срок направить ответ о возможности и сроках начала проведения ревизии (проверки). В случае неполноты представленных материалов контрольно-ревизионный орган запрашивает у правоохранительных органов дополнительные материалы.

5. Документальные проверки и ревизии осуществляются с учетом специфики отдельных видов систем учреждений и органов в Российской Федерации.

6. Обращения граждан, принятые по телефону, оформляются справками и также подлежат регистрации в порядке, установленном для обращений в письменной форме. Каждому обращению присваивается регистрационный номер.

7. Формы федерального государственного статического наблюдения, сбор и обработка данных по которым не централизованы в органах государственной статистики, утверждены Постановлением Росстата от 31.03.2006 N 12 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания" (Вопросы статистики. 2006. N 5).

8. Прием сообщений о преступлении, порядок их регистрации и учета, а также порядок осуществления проверки сообщений о преступлениях регламентируются Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденными Приказом от 29.12.2005 Генпрокуратуры РФ N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 "О едином учете преступлений" (БНА. 2006. N 5).

Федеральные органы государственной власти, уполномоченные осуществлять регистрацию преступлений, с учетом специфики и особенностей своей деятельности вправе издавать ведомственные инструкции по вопросам приема, регистрации, проверки сообщений о преступлениях и ведомственного контроля за этой деятельностью. В частности, в ФСКН России действует Инструкция о порядке организации приема, регистрации и проверки в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сообщений о преступлениях, утвержденная Приказом ФСКН России от 09.03.2006 N 75 (БНА. 2006. N 16); в МВД России - Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденная Приказом МВД России от 01.12.2005 N 985 (БНА. 2005. N 52).

О принятом заявлении о преступлении заявителю выдается талон-уведомление.

Поступающие сообщения о преступлениях и иная информация, вне зависимости от места и времени совершения правонарушений, а также полноты сообщаемых сведений и формы представления, принимаются в любом органе расследования преступлений. Кроме того, сообщения о преступлениях обязаны принимать начальники органов дознания и их заместители, начальники следственных отделов и их заместители, как во время личного приема граждан, так и в других случаях, установленных ведомственными нормативными правовыми актами.

Укрытыми от регистрации сообщениями о преступлении считаются сообщения, сведения о которых не внесены в предусмотренные Приказом "О едином учете преступлений" регистрационные документы, а сообщению не присвоен соответствующий регистрационный номер.

9. Преступления о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ и нарушении таможенных правил принимают, регистрируют и рассматривают соответственно Управления ФСКН по субъекту РФ (Приказ ФСКН России от 28.12.2004 N 398 "Об утверждении Типового положения об управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъекту Российской Федерации" (в ред. от 18.11.2005) (БНА. 2005. N 8, N 51) и ФТС России (Приказ ГТК России от 18.12.2003 N 1467 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом" (в ред. от 10.04.2006) (Таможенные ведомости. 2004. N 4, N 11; 2006. N 6).

10. В процессе проверки выясняются сведения, необходимые для принятия решения о возбуждении или отказе уголовного дела, наличие обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (см. коммент. к ст. 24), а также связанных с подследственностью (см. коммент. к ст. 151).

11. Объем проверочных действий зависит от конкретных обстоятельств дела. К их числу относятся помимо ревизий и документальных проверок: истребование материалов, предметов, документов, получение объяснений, проведение инвентаризации, исследований, установление гражданства и т.п., если они могут быть закончены в срок, не превышающий 10 суток.

12. Граждане и должностные лица обязаны давать необходимые объяснения, представлять сведения, справки, документы, материалы и копии с них и иные сведения, необходимые для разрешения вопросов, находящихся в компетенции прокуратуры, милиции, ФСБ России в соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре; п. "м" ст. 13 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" (в ред. от 30.06.2003) (СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700); п. 4 ст. 11 Закона о милиции.

13. Требования к оформлению запросов правоохранительных органов о предоставлении конфиденциальной информации о деятельности налогоплательщиков (плательщиков сборов) и порядок предоставления данной информации налоговым органам установлены Приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 "Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов" (БНА. 2003. N 23).

14. Истребование материалов как проверочное действие выражается в официальном предписании, адресованном администрации учреждения, предприятия, организации, должностному лицу или гражданину, представить определенные письменные документы (например, акт ревизии или документальной проверки, материалы служебной проверки, лицензию, разрешение на приобретение оружия, приказ или распоряжение, свидетельство о рождении) или же предмет (например, кассету с записью состоявшейся теле- или радиопередачи).

15. Объяснения могут быть написаны собственноручно или даны в устной форме и записаны должностным лицом, производящим проверку. При этом следует учитывать, что опрашиваемый, не будучи еще участником уголовного процесса, не может нести ответственность за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний, а также быть подвергнут приводу.

16. Особенности приема и проверки сообщений и заявлений о преступлениях, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, определены п. 10.11.5 Наставления по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД, утвержденного Приказом МВД России от 20.04.1999 N 297 (БНА. 1999. N 24).

17. До вынесения следователем или дознавателем постановления о возбуждении уголовного дела проведение следственных действий не допускается, за исключением осмотра места происшествия (см. коммент. к ст. 176).

Применение каких-либо мер уголовно-процессуального принуждения при проверке заявлений и сообщений о преступлении не допускается.

18. Часть 6 комментируемой статьи следует применять с учетом Постановления КС РФ от 27.06.2005 N 7-П по делу о проверке конституционности ч. 2, 4 ст. 20, ч. 6 ст. 144, п. 3 ч. 1 ст. 145, ч. 3 ст. 318, ч. 1 и 2 ст. 319 УПК (ВКС РФ. 2005. N 4), которым данная часть признана не соответствующей Конституции в той ее части, в какой она не обязывает прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя принять по заявлению лица, пострадавшего в результате преступления, предусмотренного ст. 115 или 116 УК, меры, направленные на установление личности виновного в этом преступлении и привлечение его к уголовной ответственности в закрепленном уголовно-процессуальным законом порядке.