ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ

Статья 12. Основные права осужденных

 

1. Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

2. Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. (В редакции Федерального закона от 08.12.2003 г. N 161-ФЗ)

3. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований. (В редакции Федерального закона от 19.07.2009 г. N 191-ФЗ)

4. Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. (В редакции федеральных законов от 08.12.2003 г. N 161-ФЗ; от 01.07.2010 г. N 132-ФЗ; от 30.12.2012 г. N 304-ФЗ; от 02.11.2013 г. N 294-ФЗ)

5. Осужденные - граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания.

6. Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. 6-1. Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия. (Часть дополнена - Федеральный закон от 08.12.2003 г. N 161-ФЗ)

7. Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 09.03.2001 г. N 25-ФЗ)

8. Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

9. Осужденные к принудительным работам, аресту или лишению свободы - иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, - с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных. (В редакции федеральных законов от 27.12.2009 г. N 377-ФЗ; от 07.12.2011 г. N 420-ФЗ)

10. Порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами.

11. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.


Комментарий к статье 12

1. Комментируемая статья отражает общую направленность УИК РФ на реализацию предписаний и рекомендаций международных правовых актов и стандартов в сфере исполнения наказания и обращения с осужденными. Она относится к статьям Кодекса, конкретизирующим закрепленную в ст. 15 Конституции РФ норму о приоритете общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации над национальным законодательством.

В статье выделяются как особенности правового положения осужденных, отличающие его от общего (конституционного) статуса, так и его единство. Хотя Конституция РФ не ранжирует права и свободы человека по их значимости, комментируемый Кодекс выделяет роль отдельных из них, выделив для этого самостоятельную статью. Перечисленные в ней права названы основными прежде всего потому, что нормативно закрепляют наиболее важные для лица, подвергнутого уголовной репрессии, субъективные права и выступают в качестве одного из гарантов соблюдения законности в процессе исполнения наказания.

2. Знание осужденными своих прав, обязанностей и законных интересов - залог их успешной адаптации к условиям отбывания наказания. Администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, обязана знакомить осужденных с особенностями их правового положения, предоставлять информацию об условиях и порядке исполнения и отбывания наказания, а также их изменениях. Обладание осужденными подобной информацией, с одной стороны, ограничивает законодательными рамками предъявляемые к ним требования со стороны администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, а с другой стороны, позволяет лицам, отбывающим наказание, с уверенностью реализовывать или отстаивать свои права или законные интересы и выполнять обязанности в соответствии с требованиями закона. Предоставляемая осужденным информация должна охватывать не только предписания и установления законодательных и иных нормативных правовых актов, но и локальные нормы и правила, регулирующие процесс исполнения наказания, а также сложившиеся в учреждениях и органах, исполняющих наказания, традиции. Например, лица, содержащиеся в колониях-поселениях, должны быть ознакомлены как с установленными в данном учреждении границами, так и с правилами поведения осужденных в их пределах.

3. Государство, карая преступника, должно ограничивать его права настолько, насколько это необходимо для достижения целей наказания. Осужденные и после вступления обвинительного приговора суда в законную силу остаются гражданами Российской Федерации, в связи с чем на них в полной мере распространяется право на достоинство личности. Данное право является неотъемлемым для каждого и согласно ст. 21 Конституции РФ ничто не может быть основанием для его умаления. Как подчеркивается в ст. 1 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Основные принципы обращения с заключенными" (1990 г.), все заключенные пользуются уважительным отношением ввиду присущего им достоинства и их значимости как людей.

Обращение с осужденными - одна из наиболее тщательно и всесторонне урегулированных нормами права сфер общественных отношений. Практически все основные международно-правовые акты, посвященные охране и обеспечению прав человека, уделяют ей особое внимание. Так, ст. 2 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) провозглашает, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, предусмотренными Декларацией, независимо ни от чего. В ст. 5 Декларации, ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.), ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), ст. 2 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.) и других важнейших международно-правовых документах о правах человека запрещены не только пытки и жестокость, но и иные формы бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения. В "Общем комментарии" от 6 апреля 1992 г. Комитет ООН по правам человека заявил, что от государств требуется обращаться с осужденными с уважением к их достоинству. Это правило является основным и всеобщим и не может зависеть от наличия материальных средств у государства. Кроме того, международным сообществом разработан и принят ряд специальных актов и стандартов по обращению с осужденными, среди которых наиболее значимыми можно назвать Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.) и новые Европейские пенитенциарные правила (2006 г.).

Не все осужденные соблюдают установленные для них правила поведения. Для поддержания порядка при исполнении наказания администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, наделяется соответствующими полномочиями, предусматривающими в том числе возможность применения к нарушителям мер принуждения. Обязательным условием при этом является закрепление подобных мер и процедуры их исполнения в законе. Согласно ст. 2 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.) эти лица должны гуманно обращаться с осужденными и задержанными, защищать достоинство каждого и применять силу лишь в случаях крайней необходимости, когда другие методы не могут помочь в предотвращении правонарушения. Эти требования воспроизводятся и конкретизируются в документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению (1991 г.).

4. В соответствии со ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам. Проведение подобных опытов принудительно или тайно расценивается как проявление насилия либо жестокости по отношению к человеку. При этом не имеет значения, угрожали такие опыты жизни и здоровью людей или представлялись инициаторам эксперимента безопасными.