ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
Информационно-справочный ресурс

Статья 1. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

 

1. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

2. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.


Комментарий к статье 1

1. В комментируемой статье закреплено важнейшее положение уголовно-исполнительной политики Российского государства о направленности законодательства и практики его применения на решение задачи первостепенной важности, а именно на нравственное совершенствование личности осужденного, его исправление. При всех трудностях и недостатках воспитательного процесса, особенно в местах лишения свободы, достижение именно этой цели позволяет рассчитывать на долговременное и позитивное изменение поведения осужденного. Именно поэтому УИК РФ расширил границы применения основных средств исправления осужденных, установив, что они применяются практически в каждом наказании.

2. Согласно ч. 1 ст. 1 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Если сравнить ч. 2 ст. 43 УК РФ, в которой определены цели наказания, и ч. 1 ст. 1 УИК РФ, то они в целом совпадают. В данном случае проявляются единство и взаимосвязь указанных отраслей законодательства, базовый характер уголовного законодательства, устанавливающий общность целей с уголовно-исполнительным правом.

3. Одна из основных задач этой отрасли права - исправление осужденных. Впервые это понятие, достаточно сложное с точки зрения его юридического оформления, закреплено в уголовно-исполнительном законе (ч. 1 ст. 9). Под исправлением понимается формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Ранее подобного рода определения формулировались в теории пенитенциарной педагогики. На указанном понятии базируются многие нормы УИК РФ, из них вытекают основные средства исправления осужденных (ч. 2 ст. 9), определение степени исправления осужденных (ч. 2 ст. 56, ч. 2 ст. 109, ч. 4 ст. 113 и др.).

4. Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных реализуется путем применения к этим лицам предусмотренных УИК РФ профилактических мер (охраны и надзора за осужденными - ч. 1 ст. 82, оперативно-розыскных мероприятий - ст. 84, мер поощрения и взыскания и т.д. - ст. ст. 113, 115), а также проведения с ними воспитательной работы. Чем строже наказание, тем интенсивнее и разнообразнее такого рода меры, применяемые к осужденным в целях предупреждения с их стороны новых преступлений. Например, при исполнении ареста, лишении свободы на определенный срок и особенно при пожизненном лишении свободы - строгая изоляция от общества, усиленная охрана и надзор, более существенное ограничение социальных связей осужденных.

5. Общее предупреждение как цель уголовно-исполнительного законодательства реализуется опосредованно. Предусмотренные законом меры принуждения, достаточно жесткие условия отбывания наказания, ограничение прав и свобод осужденных должны воздействовать на неустойчивых граждан. Однако в данном случае имеет место психологическое воздействие не только на неустойчивых, но и на правопослушных граждан, поскольку в их сознании таким образом реализуется социальная справедливость и формируется уважение к закону.

Предусмотренная ч. 2 ст. 43 УК РФ цель восстановления социальной справедливости перед уголовно-исполнительным законодательством не ставится, так как она уже достигнута в процессе назначения наказания.

6. Цели уголовно-исполнительного законодательства осуществляются путем достижения поставленных перед этой отраслью законодательства задач. В ч. 2 ст. 1 УИК РФ они сформулированы достаточно четко и конкретно. Они охватывают наиболее важные направления реализации институтов и норм уголовно-исполнительного права, включают в себя регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

7. Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказания выражается в определении предмета правовой регламентации порядка и условий применения наказания, всей совокупности наиболее значимых общественных отношений, возникающих в данной сфере. Указанная задача нашла свою реализацию во всех разделах и главах Особенной части УИК РФ.

8. Задача определения средств исправления осужденных состоит в закреплении совокупности этих средств в конкретной норме закона, а затем в определении правового механизма их реализации. Так, в ч. 2 ст. 9 УИК РФ закреплены основные средства исправления осужденных: режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. В Особенной части УИК РФ применительно к порядку и условиям исполнения и отбывания конкретного вида наказания регулируется механизм реализации этих средств.

9. Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных выражается в определении общих требований и принципов правового статуса осужденных, детальной регламентации специального статуса осужденных к различным видам наказаний и правового механизма обеспечения реализации. В гл. 2 УИК РФ, посвященной правовому положению осужденных, определены основы их правового положения, основные обязанности и права, в том числе на личную безопасность, свободу совести и вероисповедания (см. комментарий к ст. ст. 10 - 15).

10. Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации направлена на предупреждение рецидива преступлений со стороны лиц, освобожденных от наказания. Социальная адаптация этих лиц включает в себя оказание им помощи при освобождении, содействие в трудовом и бытовом устройстве и контроль за этими лицами. Эта задача реализуется в гл. 22 УИК РФ путем регламентации помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания (см. комментарий к ст. ст. 180 - 183).