ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
Информационно-справочный ресурс

Сотрудники психологической лаборатории ФКУ ИК-13 взяли шефство над местным отделением ветеранской организации

 

Ветераны уголовно-исполнительной системы – это те же люди, почти те же сотрудники… Разница с действующими сотрудниками пенитенциарной системы лишь в том, что это люди умудрённые опытом, прошедшие ту самую службу, посвятившие ей не один десяток лет. Ту нелёгкую службу, которая оставляла и оставляет «свой субкультурный след» у каждого, кто с ней соприкасается, и уж точно у тех, кто отдавался ей честно, добросовестно, что называется, без остатка. Налицо и признаки профессиональной деформации личности, и профессионального «выгорания», и девиантного поведения (отклоняющееся поведения), если хотите. Исходя из этого, занятия с профессиональными психологами системы исполнения наказаний им не то чтобы полезны, а обязательны, пусть не так часто, но нужны обязательно.

Первое, можно сказать, пробное занятие с группой ветеранов прошло накануне в исправительной колонии №13. Провёл его начальник психологической лаборатории, старшим лейтенант внутренней службы Сергей Варюшкин. Поводом к его организации послужило обращение Елены Куц - председателя Совета местного отделения ветеранской организации учреждения. Просьба была до банальности проста – обратить внимание на ветеранов и, хотя бы раз в месяц проводить с ними встречи, собеседования, осуществлять психокоррекцию, психологическую разгрузку.

Надо отдать должное Сергею Варюшкину, который не только услышал просьбу председателя Совета ветеранов учреждения и откликнулся на неё, но и предприняв конкретные шаги навстречу, организовал первое занятие, на котором присутствовало 10 человек.

И всё у него получилось! И тему занятия избрал своеобразную – «Сказкотерапия» называется. Прошло оно в игровой форме, весело и непринуждённо. Все без исключения ветераны фантазировали, дорисовывали невидимый образ. Особенно эмоциональными и активными были Валерий Красильников, Валентина Филиппова, Галина Воробьёва и Галина Гончаренко. В конце занятия они не только поблагодарили Сергея Варюшкина, но и высказали единодушное пожелание на дальнейшее сотрудничество и знакомство с новыми видами психологических тестов, форм и методов работы психологов.

Совсем немного о том, чем занимались ветераны на занятии и, что из себя представляет эта самая «Сказкотерапия».

Изъясняясь на языке психологов, «сказкотерапия» - «это такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности. Главным средством психологического воздействия в «сказкотерапии» является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приёмов. Занятия в форме «сказкотерапии» - это встреча с самим собой, поиск ресурсов для развития личности.

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки... В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят нам, что мир – очень сложная штука, что в нём есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное – они говорят, что, если человек не сдается, даже, когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в человека надежду, что чрезвычайно важно. Человек, лишенный надежды или утративший её, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха.

Если говорить о практической стороне «сказкотерапии» в психологии, то ценность её очевидна! Есть несколько путей использования сказки: «во-первых, сказка предлагает способы решения конкретной проблемы; во-вторых, сказка даёт великолепный язык общения взрослого с ребенком и взрослого со взрослым: язык сказки их сближает; в-третьих, сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь, она не выдаёт свои положения за что-то более серьёзное, чем символы, метафоры и аналогии; в-четвертых, сказка способствует пробуждению детских (и не только детских) и творческих сил в самом терапевте, она активизирует понимание и работу на уровне интуиции, архетипов, первого впечатления и т.п.; и в-пятых, сказка несёт свободу».

В общем, польза для ветеранов была очевидной, а полученный опыт общения – бесценен. Но, главное, как оказалось не в этом, а в том, что было принято единственно верное решение – продолжить психологическое сопровождение членов ветеранской организации. Ведь на самом деле, у них тоже есть реальные проблемы, которые, как тяжёлые металлы, имеют свойство накапливаться. Как известно, эти «накопления», если с ними ничего не предпринимать, ни к чему хорошему не приводят. С ними надо работать, им надо давать выход и «сказкотерапия» здесь – один из способов эмоциональной разрядки, продуктивного, полезного общения, как для сотрудников УИС, так и для тех, для кого служба – значительная часть личной жизни, неотъемлемая часть истории «родного» учреждения.

 

Источник: Пресс-служба ГУФСИН России по Новосибирской области

07.12.2018