Сотрудниками психологической службы особое внимание уделяется осужденным, имеющим различные эмоциональные нарушения. Эта категория отличается спецификой мышления, часто меняющимся настроением, повышенной тревожностью, таким образом, эмоциональная сфера этих осужденных, требует отдельного подхода.
В рамках курса психокоррекционных занятий, психолог учреждения Ольга Парамонова провела групповое занятие с осужденными с использованием методического пособия «Построение будущего». Программа направлена на снижение дезадаптивных проявлений со стороны осужденных, вызванных воздействием стрессогенных факторов, повышение стрессоустойчивости.
В ходе занятий создается психологический комфорт личности клиента в отношении к самому себе, во взаимодействиях с другими людьми, в мировосприятии в целом, формируется позитивная установка на будущее, понижается уровень эмоциональной тревожности, повышается уверенность в себе.
К примеру, одна из интересных техник, используемых в процессе реализации программы называется «Стакан». Направлена данная техника на определение кризисных ресурсов личности. В жизни любого человека есть важные сферы жизнедеятельности, из которых складывается его жизнь. Чем лучше и качественнее развита каждая из сфер, тем более здоров человек в психологическом плане. Условно, эти сферы жизнедеятельности можно обозначить как:
1) БИО (состояние нашего биологического здоровья, то есть то, как мы чувствуем себя с точки зрения медицины);
2) СОЦИО (это наше умение общаться с другими людьми, наличие друзей, родственников, способности устанавливать контакты, находить общий язык с разными людьми, то есть наша общительность);
3) ПСИХО (наша самооценка, то, как мы себя оцениваем, ощущаем ли мы себя человеком с большой буквы, чувствуем ли мы в себе силы и смелость противостоять ударам судьбы и оставаться всегда с высоко поднятой головой);
4) ДУХОВНОЕ (наши внутренние силы, наша вера в себя, в Бога, в справедливость, наши религиозные приоритеты).
При выполнении задания, участники делят лист бумаги на 4 части, на каждой из которых прописывают сферы жизни. После этого, оценивается развитие каждой из перечисленных сфер от 0 до 100 % (соответственно 0% - в самом низу на сгибе каждой колонки, а 100% в самом верху на сгибе каждой колонки). После того как участник группы отметил развитие у себя каждой из сфер, ему предлагается оторвать всё то, что осталось после процентной отметки и свернуть лист в воображаемый «стакан».
С помощью данного упражнения можно увидеть, во-первых, уровень развития важных сфер жизнедеятельности, которые в совокупности составляют психологически здоровую личность. Акцентируется внимание на том, чтобы участники проанализировали - какая именно сфера жизнедеятельности у них «хромает», над чем им, непосредственно, нужно работать и что необходимо развивать. Во-вторых, дается понятие, что только одинаково высокое развитие каждой из сфер будет способствовать тому, что «жидкость», а в нашем случае можно под ней подразумевать «жизненные силы, способность справляться и противостоять трудностям, любовь к жизни, стремление жить и наслаждаться каждым моментом», не будет выливаться, и следовательно, мы будем полны жизненных сил.
Пресс-служба УФСИН России по Республике Карелия
01.12.2021