ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
Информационно-справочный ресурс

«ЗОЛОТЫЕ ЛЬВЫ ДЕНЬ И НОЧЬ СТОРОЖАТ СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР № 5 НА КАМЕНКЕ» - газета «Вечерний Ростов»

 

В пенитенциарной системе Ростовской области - пять следственных изоляторов (СИЗО). Это учреждения, в которых содержатся до суда граждане, совершившие тяжкие преступления, и в отношении которых суд избрал меру пресечения - содержание под стражей. В Ростове два таких изолятора: знаменитый «богатяновский централ» под номером 1, ведущий свою историю едва ли не с основания южной столицы, и СИЗО-5 - одно из самых молодых и современных учреждений донского ГУФСИН. Именно в «пятерке» побывал специальный корреспондент «Вечернего Ростова» в канун особой календарной даты.

 

Тюрьма является неотъемлемым атрибутом любого государства. В различные времена и эпохи, при любых правительствах и общественных формациях - всегда находились граждане, преступившие закон, и эти учреждения никогда не пустовали. И всегда государству нужны были люди, которые бы охраняли арестантов. Еще император Петр I повелел: «Тюрьма есть ремесло окаянное, и для скорбного дела сего потребны люди твердые, добрые и веселые».

Еще относительно недавно в 80-90-х годах само пребывание в пенитенциарных учреждениях для сотрудников и для «спецконтингента» было настоящим испытанием. Большой перелимит арестантов, старые здания следственных изоляторов, порождали массу проблем с питанием, постельным бельем. В переполненных камерах даже спать приходилось по очереди.

Тяжело арестантам - тяжело и их стражникам. Такую службу выдерживал далеко не каждый, если учесть, что платили в «девяностых» весьма небольшую зарплату. Желающих идти на «окаянную» службу было тогда немного, СИЗО испытывал недостаток в сотрудниках. И наоборот, переизбыток тех, кого привозили сюда не по доброй воле.

Все резко поменялось с принятием федерального закона № 103 от 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», который определил норму санитарной площади на одного содержащегося под стражей в размере четырех квадратных метров.

Откуда взялись эти пресловутые четыре «квадрата» - норма, к которой сейчас стремится российская уголовно-исполнительная система? Как известно, подав заявку на вступление в Совет Европы, Россия обязалась привести условия содержания заключенных в соответствие с отеческой и европейской нормативной базой.

В европейских странах тоже разные требования к тюрьмам. Европейский суд по правам человека рекомендует, чтобы на каждого заключенного приходилось не менее семи квадратных метров площади, однако законодательно эта цифра нигде не закреплена. Для России, где криминогенная остановка оставляет желать лучшего, эта цифра пока что недостижима.

С Европой отношения уже не те, что были раньше, но политика гуманизации условий содержания заключенных все равно продолжается. И, чтобы обеспечить выполнение требований закона, был построен в том числе новый СИЗО-5 на улице Тоннельной (поселок Каменка).

                  *

Под строительство нового следственного изолятора была выделена неиспользуемая территория исправительной колонии № 2. Это было разумно: уже существовал охраняемый периметр, подведены инженерные коммуникации. Было решено построить здесь два корпуса. Первый, с лимитом наполнения 512 мест, был сдан в эксплуатацию в ноябре 2006 года. Второй - в 2017 году.

   

СИЗО-5 закреплен за судами Октябрьского, Советского, Железнодорожного, Ворошиловского районов, так что арестантов помещают сюда по территориальному признаку. Кроме того, здесь есть транзитно-пересыльные камеры и помещения для хозобслуги, в которой состоят отбывающие свои сроки осужденные. И еще в «пятерке» в отдельных камерах содержатся сотрудники правоохранительных структур, находящиеся под следствием.

- Лимит по спецконтингенту на сегодняшний день составляет 672 человека и следственный изолятор заполнен практически целиком. Мы соблюдаем установленную законом санитарную норму в четыре квадратных метра на человека. В камерах имеются телевизоры, холодильники, отгороженный санузел. Также установлены современные системы вентиляции, пожаротушения и видеонаблюдения. Условия соответствуют требованиям законодательства, - сообщил начальник СИЗО-5 полковник внутренней службы П.С. Лазаренко.

                   *

Практически в каждом пенитенциарном учреждении есть своя достопримечательность. Вход в режимный корпус следственного изолятора на Каменке украшают фигуры двух львов, выкрашенных бронзовой краской. Два царя зверей грозно взирают на всяк сюда входящего. Кто предложил посадить львов у входа, сейчас никто не помнит. Один из сотрудников сказал, что львы олицетворяют собой силу закона: сюда не войдет человек посторонний, и самовольно эти стены тоже никто не покинет.

В любом случае фигуры животных оживляют вид небольшого дворика перед казенным учреждением. Если есть в России известные тюрьмы под названиями «Белый лебедь» и «Черный дельфин», то следственный изолятор № 5 в Ростове вполне может называться «Золотые львы».

На каждой лестничной площадке режимного блока имеется массивную железная решетка, откуда просматривается широкий и длинный коридор, куда с двух сторон выходят двери камер. Коридор вымощен новенькой плиткой, стены покрашены светлой краской. Обращает внимание, что здесь отсутствует специфический тюремный запах, который подчас нелегко переносить людям непривычным. И нет того гнетущего впечатления, когда посещаешь, к примеру, здание старой ростовской тюрьмы, которое навидалось всякого.  

Вдали коридора маячит фигура дежурного инспектора на внутреннем посту. Завидев посетителей, он приближается к нам. Дежурный одет в камуфляжную форму, при нем ключи от камер. На груди закреплен видеорегистратор - одно из полезных нововведений недавних лет. Если произойдет конфликтная ситуация с арестантами, запись позволит восстановить цепочку событий. И подследственные ведут себя вежливо, когда знают, что их действия фиксируются.

Дежурный открывает для нас камеру под номером 125. Перед этим, как и положено, откидывает «кормушку», чтобы оценить обстановку внутри камеры. Лишь после этого под звон ключей щелкает замок, массивная дверь гостеприимно приоткрывается. Полностью открыть ее не получится: этому препятствует толстая ограничительная цепь. Войти и выйти можно только по одному человеку.

                     *

Как и положено правилами внутреннего распорядка, арестанты встали со своих мест, когда вошел офицер ГУФСИН. Мы заходим следом. Обитатели камеры - четверо мужчин, двое постарше и двое совсем молодых.

   

Мы здороваемся, уж такое здесь негласное правило. В СИЗО содержатся не преступники, а лишь подозреваемые. Они такие же полноправные граждане, только лишенные судом права свободного перемещения. А в этой камере их временный дом. Недаром арестанты называют камеру «хатой».

Здесь свои порядки. Есть официальные требования: соблюдать чистоту, заправлять постели, хранить продукты в отведенном месте. Есть и другие, устоявшиеся десятилетиями арестантские правила: в «хате» нельзя плевать, сквернословить, надо поддерживать личную гигиену и не вступать в конфликты с сокамерниками.

Сразу обращаем внимание, что в камере тепло, несмотря на прохладный октябрьский день. Отсутствует и спертость: приток воздуха в замкнутое помещение обеспечивает вентиляция. В углу на тумбочке работает небольшой телевизор, он показывает спортивный канал.

Один из арестантов любезно показывает содержимое холодильника. Фрукты, кефир, йогурты, минеральная вода. «На питание не жалуемся, но витаминами организм поддерживать надо. Продукты нам передают родные с воли» - поясняет мужчина.

В камере имеется изолированная кабинка туалета, и это дополнительный комфорт. Многим поколениям арестантов приходилось отправлять естественные надобности на виду у сокамерников, со всеми дурно пахнущими обстоятельствами. Поэтому даже обычный унитаз в местах лишения свободы порой становится роскошью. И это тоже одна из примет гуманизации содержания в следственных изоляторах.

Здесь также не принято спрашивать - «за что сюда попал». Поэтому мы просто прощаемся и выходим в коридор. Дверь камеры лязгает за нами и этот звук остался прежним, несмотря на все перемены в СИЗО нового типа.

- В пенитенциарной системе очень многое меняется в лучшую сторону, что можно прекрасно видеть на примере нашего учреждения. Меняются и люди, здесь работающие. Требований с сотруднику становится все больше, так что сегодня у нас работают настоящие профессионалы. Пользуясь случаем, хочу поздравить коллег с наступающим праздником, - говорит начальник СИЗО-5 полковник внутренней службы П.С. Лазаренко.

А. ОЛЕНЕВ.

На снимках: следственный изолятор № 5 на Каменке представляет собой образец пенитенциарного учреждения нового типа.

Фото автора.

http://rslovar.com/content/%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D1%8B%D0%B5-%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D1%8B-%D1%8... 

 

 

Источник: Пресс-служба ГУФСИН России по Ростовской области

31.10.2021